Философские основы

эстетического воспитания в школах Запада

 

Вступление современной цивилизации в постиндустриальную эпоху резко повысило статус и роль творческой личности во всех сферах жизнедеятельности общества. Это вызвано тем, что освоение и создание столь совершенной техники и освоение таких высоких технологий, которые имеет человечество на рубеже XX и XXI веков, возможны только при наличии высокообразованных людей, способных к творческому поиску. При таком подходе особая роль в структуре образовательного процесса отводится эстетическому воспитанию, которое выступает важнейшим средством становления творческой личности, если базируется на соответствующей философской основе.

Интересна в этом отношении система эстетического воспитания в странах Запада, поскольку лежащие в ее основе теоретические предпосылки проверяются, как правило, экспериментально. Философские концепции эстетического воспитания в США базируются на теории о том, что современное общество характеризуют такие черты, как господство науки и технологии, чрезмерная заинтересованность в функциональном, напряжённость и беспокойство, утрата индивидуальности, тотальная унификация личности 1, 32-37]. В соответствии с этим одной из главных целей эстетического воспитания теоретики США полагают установление эмоционального баланса личности и среды, накопление положительно окрашенного субъективного опыта.

Наиболее последовательное выражение идея эмоционального баланса нашла в концепции «терапии через искусство» Виктора Лоуэрфельда, основанной на предположении о том, что главной причиной потери детьми жизненной уверенности является невозможность выразить свою мысль словами  2, 138-146]. В этих условиях именно искусство дает детям возможность для самовыражения (self-expression), самореализации (self-realisation), уверенности в себе (self-confidence), наконец, самооценки (self-evaluation). Все эти стороны мироощущения, вместе взятые, именуют в американской теории собирательным термином - «personal ajustment», то есть уравновешенностью личности со средой.

Теоретики и практики  образования Франции и Англии признают американскую постановку дела образцом для будущего своих стран, однако политика официальных государственных инстанций в отношении эстетического воспитания в этих странах более консервативна. Там существуют единые государственные программы (Франция) или система государственных выпускных экзаменов (Англия), понуждающих учителей к фронтальному ознакомлению с правилами, унаследованными от традиционных систем преподавания искусства.

Наиболее характерные направления педагогики и эстетики Запада в основном совпадают с направлениями и школами современной философии. В самых разнообразных исследованиях сказывается влияние таких философских школ, как фрейдизм, прагматизм, неотомизм и экзистенциализм. В этой связи следует назвать теорию «творческости» («creativity») Джона Гилфорда, теорию качественного решения проблем средствами искусства Чарльза Пирса и Джона Дьюи (США), теорию воспитания через искусство Герберта Рида, теорию социальной роли искусства Альфреда Нортона Уайтхеда (Англия), теорию религиозного воспитания средствами искусства Жака Маритена (Франция).

В целом эстетическое воспитание в школах Запада направлено на выявление роли искусства в системе общего образования, преодоление узкой специализации, устранения перегруженности преподавания искусства дидактическими и узкотехническими задачами, отказ от недооценки воображения как одного из главных факторов творческого развития формирующейся личности.

 

Литература:

1.    Седова Л.Н. Диалог культур в современном образовании// Диалог культур: XXI век/Отв. ред. А.Г. Догалаков.  – Балашов: Изд-во БГПИ, 2001 – С. 176-178;

2.    Современный концепции  эстетического воспитания: теория и практика/Отв. ред. Н.И. Киященко. – М.: ИФ РАН, 1998 – 136 – 145.

 

Человек и Вселенная/Журнал. – 2003. - № 2. – С. 67 – 69.

Сайт управляется системой uCoz