Глава II. БАНКОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

§1. Теоретические основы БМ.

Деятельность любого коммерческого предприятия в условиях рыночной экономики требует высокого уровня управления, без которого невозможно достижение целей, стоящих перед предприятием, обеспечение его конкурентоспособности и эффективности деятельности.

Термин менеджмент (англ. management - управление, заведование, организация) определяется по-разному. В одних публикациях он характеризуется кратко, как "управление предприятием в условиях рыночной экономики"; в других трактуется более расширительно, как "совокупность знаний, принципов, средств и форм управления производством в условиях рыночной экономики". Второе определение более точно раскрывает содержание понятия "менеджмент", включает в него научный аспект. Действительно, в быстро меняющейся рыночной ситуации управление предприятием должно базироваться на глубоких научных знаниях о предмете управления и внешней среде. Поэтому менеджмент необходимо рассматривать как науку и практику управления соответствующим объектом.

Менеджмент как наука отражает теоретические и методологические основы управления определенными сферами деятельности. Как практическая деятельность менеджмент раскрывает конкретную систему организации и управления предприятием. Специфика сферы управления определяет необходимость выделения в менеджменте различных направлений: финансовый менеджмент, управление персоналом, материальными фондами и т.п. Управление в банковской сфере включает финансовый менеджмент и управление Персоналом. Каждое из указанных направлений БМ можно рассматривать и как науку, и как практическую деятельность.

Теоретические основы финансового менеджмента

Финансовый менеджмент как самостоятельная наука сформировался сравнительно недавно. Первые разработки в этой области относятся к середине XX в. Сердцевину науки составляют теория портфеля и теория структуры капитала, раскрывающие принципиальные подходы к формированию активов и пассивов банка, а также теория агентских отношений.

Согласно теории портфеля Г. Марковица (Нобелевская премия 1990 г.), совокупный риск активов может быть снижен за счет объединения рисковых активов в кредитный портфель; ценных бумаг - в портфель ценных бумаг, инструментов срочного валютного рынка - в валютный портфель и т.д. Для менеджеров особое значение имеют два вывода: во-первых, для минимизации риска инвесторам следует объединять рисковые активы в портфели; во-вторых, уровень риска по каждому отдельному виду активов (рыночный риск) следует измерять во взаимосвязи с риском портфеля в целом. На основе этой теории выводится, в частности, понятие эффективного портфеля, критериями которого являются обеспечение ожидаемой доходности при любом риске и обеспечение минимизации риска про любой ожидаемой доходности. На практике данная теория определяет подходы к формированию оптимального портфеля рисковых активов. Теория портфеля в финансовом менеджменте банков занимает особое место, поскольку ресурсы последних в основном формируются за счет привлеченных ресурсов. Поэтому формирование эффективных кредитных, инвестиционных, валютных и других портфелей банка представляет важную научную и практическую задачу менеджмента.

Теория структуры капитала, также лежащая в основе финансового менеджмента, посвящена исследованию структуры финансовых ресурсов. Начало разработки теории относится к 1958 г., когда Ф. Модильяни и М.Миллер опубликовали ряд работ, посвященных изучению оптимальной структуры капитала. В соответствии с этой теорией каждая фирма имеет индивидуальную оптимальную структуру капитала, т.е. соотношение собственных и заемных средств. Критерием оптимальности структуры капитала является повышение стоимости фирмы, выраженной в курсовых ценах акций. Данная теория позволяет оценить оптимальную структуру капитала банка, понимая в этом случае под капиталом совокупность ресурсов банка (собственных и привлеченных). К теории финансового менеджмента относится также теория агентских отношений, раскрывающая закономерности взаимоотношений между акционерами и менеджерами, акционерами и кредиторами.

В отношениях акционеров с менеджерами возможен потенциальный конфликт интересов этих лиц. Для акционеров главной целью, как правило, является максимизация стоимости фирмы, выражающаяся в повышении стоимости акций и соответственно рыночной стоимости фирмы, что обеспечивает и увеличение дивидендов; для менеджеров - увеличение размеров фирмы, закрепляющее за ними их посты, повышающее власть, статус и оклады. Для предотвращения подобного конфликта акционеры должны разработать систему стимулов, ограничений и наказаний менеджеров, что порождает необходимость либо несения агентских затрат (т.е. расходов на осуществление контроля за деятельностью менеджеров), либо использование материальных стимулов для повышения эффективности деятельности управляющих.

Научные основы БМ

Финансовый менеджмент банков имеет и собственные научные основы, отражающие специфические стороны управления денежными ресурсами банков. К ним, в частности, относятся теории, анализирующие происхождение, сущность и роль банка в экономике, объясняющие содержание целей и задач финансового менеджмента, специфику объектов, методов и инструментов банковского управления. К теориям, непосредственно раскрывающим основы финансового менеджмента в банках, относятся также теории управления ликвидностью: теория коммерческих ссуд, теория перемещения активов и теория ожидаемого дохода.

Важное место в научном обосновании принципов финансового менеджмента банка принадлежит теории надежности банка, позволяющей обосновать методы оценки и управления надежностью.

Финансовый менеджмент банка, как наука и практика, постоянно развивается с учетом обобщения новых явлений в банковском деле.

§2. Цели и задачи БМ.

Экономические и социальные цели БМ

Цели БМ обусловлены целями функционирования банка. Последние необходимо подразделить на экономические и социальные. Принято считать, что важнейшей экономической целью банка является обеспечение максимальной прибыли, что вытекает из природы банка как коммерческого предприятия. Действительно, собственники банка, формируя уставный капитал, ориентируются на прибыльное размещение средств, дающее им постоянный доход в виде дивидендов. В получении прибыли заинтересованы также клиенты банка, поскольку финансовый успех свидетельствует о надежности и устойчивости предприятия, с которым они имеют дело. В прибыльной работе банка заинтересован весь коллектив банка, включая высших менеджеров и младших служащих.

Поэтому экономическая цель БМ должна состоять не в ориентации на максимизацию текущей прибыли банка, полученной любой ценой, а на максимизацию стоимости банка, что включает получение долгосрочной прибыли, потенциальный рост объемов операций банка, приемлемый риск для кредиторов, повышение рыночной стоимости акций банка и стабильные дивиденды.

Социальный аспект целевых установок БМ прежде всего связан с необходимостью наиболее полного удовлетворения потребностей клиентов банка в наборе и качестве необходимых им услуг, быстроте выполнения заявок, культуре обслуживания. Для этого система управления должна располагать маркетинговыми исследованиями продуктового и ценового банковского рынка, соответствующими информационными разработками, учебными программами, позволяющими развивать навыки специалиста в общении с клиентурой. Социальный аспект целей БМ заключен также в содействии банков развитию экономики посредством вложения ресурсов в производственную сферу, в перспективные отрасли, в экономику различных регионов.

Задачи БМ

Указанные экономические и социальные цели банка определяют и задачи БМ. В качестве основных обычно выделяются задачи:

- прибыльностью банка при обеспечении допустимого риска банковского бизнеса: создание системы управления доходами, расходами и прибылью банка, стоимостью акций, объемом и структурой активных и пассивных операций банка;

- ликвидностью при оптимизации объема прибыли: управление денежными потоками, развитие и улучшение качественной структуры пассивов, организация контроля за состоянием высоколиквидных активов, Прогнозирование ликвидной позиции банка;

- рисками, что предполагает прогнозирование общих параметров Экономики, разработку методологии оценки различных банковских рисков, определения методов защиты от риска;

- управление персоналом: организацию обучения, материального стимулирования, контроль и т.п.

§3. Содержание БМ.

С точки зрения содержания БМ, как отмечалось выше, подразделяется на два блока: финансовый менеджмент и управление персоналом. С точки зрения процесса управления содержание финансового менеджмента составляют планирование, анализ, регулирование, контроль.

Планирование в БМ

Планирование позволяет заглянуть в будущее банка, предусмотреть цели, сферы, масштабы и возможные результаты его деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Процесс планирования включает составление перспективных и текущих планов-прогнозов. Результатом планирования является разработка:

- перспективных планов, делающих акцент на формировании и размещении ресурсов в долгосрочной перспективе для достижения целей и задач, стоящих перед банком;

- текущих планов (бизнес-планов), определяющих краткосрочные параметры деятельности банка и реализующих долгосрочные цели и задачи банка.

В планах должны найти отражение: стратегические цели и задачи банка; анализ банковской и общеэкономической ситуации: постановка текущих задач; формулирование стратегии банка, т.е. общих подходов к достижению соответствующих задач; механизмы распределения ресурсов; формы контроля за выполнением плановых показателей.

Одним из инструментов, при помощи которого выполняются утвержденные планы, осуществляется контроль за деятельностью сотрудников банка, являются документы, утверждаемые высшим органом, определяющие политику банка в целом и по отдельным направлениям деятельности. В документах, фиксирующих политику банка, должно содержаться описание организационных структур, участвующих в реализации соответствующего направления; распределение обязанностей и ответственности руководителей и сотрудников банка; процедуры принятия решений; методика определения лимитов риска; методы документирования и исполнения решений; описание используемых инструментов (с приложением инструкций по применению); процедуры учета и отчетности.

Анализ в БМ

Анализ направлен на оценку деятельности банка в целом и по отдельным направлениям на основе сравнения фактически достигнутых результатов с прогнозными, с результатами истекших периодов и лучших банков. Материалы анализа позволяют выявить положительные и отрицательные тенденции в развитии банка, потери, неиспользованные резервы, недостатки в планировании и неудачи в принятии решений.

Главными направлениями анализа являются:

- оценка развития объемных показателей деятельности банка: активов, депозитов, собственного капитала, кредитов, прибыли;

- оценка ресурсной базы: объема, структуры и основных тенденций в развитии составных частей (собственного капитала, депозитов, межбанковского кредита); стабильной и неустойчивой части депозитов; депозитов с устойчивой и колеблющейся ставкой и др.;

- оценка состояния активов банка; объема, структуры и основных тенденций в развитии составных частей активов банка (кредитов, инвестиций, депозитов); активов, приносящих и не приносящих доход; активов разной степени ликвидности и рискованности;

- оценка ликвидности банка на основе: расчета финансовых коэффициентов и их сравнения с критериальными уровнями, выявления факторов, влияющих на изменение уровня показателей; определение степени сбалансированности активов и пассивов по срокам и суммам (ГЭП). Материалы анализа позволяют определить стратегию и тактику банка в области управления ликвидностью;

- оценка доходности банка на основе анализа данных баланса и отчета о прибылях и убытках с помощью расчета системы количественных и качественных показателей, характеризующих доходность и прибыльность банка, эффективность использования активов, структуру походов и расходов банка. Этот анализ является основой для разработки политики в области управления прибыльностью банка;

- анализ и оценка деятельности банков-партнеров, позволяющие установить лимиты их кредитования.

Наряду с этими направлениями сводной аналитической работы коммерческие банки осуществляют аналитические разработки по отдельным направлениям деятельности: анализ кредитного портфеля банка, портфеля ценных бумаг, кредитоспособности клиентов, достаточности собственного капитала, процентной маржи, прибыльности отдельных операций и подразделений, показателей ликвидности и др. Материалы проведенных аналитических процедур используются для выработки политики в области управления отдельными сферами деятельности банка.

Регулирование и контроль в БМ

Регулирование в системе БМ имеет определенные особенности, обусловленные наличием государственного надзора за деятельностью коммерческих банков. Государственное регулирование предусматривает ряд принципиальных требований к лицензированию банков, ограничению сфер их деятельности, к обеспечению достаточности капитала, ликвидности, формированию обязательных резервов. В этой связи система внут-

рибанковского регулирования (саморегулирования) направлена прежде всего на соблюдение требований и нормативов, установленных Банком России.

Вместе с тем система внутрибанковского регулирования включает и самостоятельные направления:

- совершенствование организационной структуры банка, в частности создание новых подразделений банков, обеспечивающих повышение качества управления (аналитические службы, отделы планирования, маркетинга и т.д.);

- разработку новых и совершенствование действующих инструктивных и методических материалов, процедур принятия решений, позволяющих повышать качество управления банковской деятельностью;

- корректировку целей, приоритетов и методов осуществления банковской политики исходя из реально складывающейся ситуации;

- принятие конкретных мер по ограничению объемов рисков по отдельным направлениям деятельности банка или созданию дополнительной системы гарантий для защиты от рисков;

- определение мер по совершенствованию кадровой политики, системы обучения персонала, организации внутрибанковского контроля;

- разработку мер по изменению объема и структуры портфелей банка (кредитного, депозитного, инвестиционного);

- изменение объемов резервных фондов, объема и структуры собственного капитала.

Контроль в банковской деятельности подразделяется на внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляют ЦБ и внешние аудиторы. Внутренний контроль организуется самим банком. Именно внутрибанковский контроль является частью менеджмента банка. Его функции выполняют Совет банка, менеджеры в соответствии с их полномочиями, а также специальная служба внутреннего контроля, созданная в каждом банке в соответствии с указаниями ЦБ. Главным назначением внутрибанковского контроля является защита интересов инвесторов, самих банков и их клиентов путем создания оперативной системы обнаружения отклонений в выполнении действующего законодательства, нормативных актов ЦБ и внутрибанковских положений и инструкций, отрицательных тенденций и недостатков в деятельности банка для принятия мер по их устранению.

§4. Правовые основы БМ.

Отличительной чертой банковской деятельности является ее высокая рискованность. Формирование ресурсов банков и их размещение напрямую зависит от множества факторов макроэкономического характера: политической и экономической стабильности в стране, уровня инфляции, доверия кредиторов и инвесторов к банковской системе, развития и устойчивости рынка ценных бумаг и др. Методами централизованного регулирования банковской деятельности являются законодательные акты и нормативные документы органов банковского надзора. К числу основных законодательных актов, регулирующих деятельность кредитных организаций в Российской Федерации, относятся: федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"; "О банках и банковской деятельности"; "О банкротстве кредитных организаций"; "О реструктуризации кредитных организаций". Указанные и иные федеральные законы, имеющие отношение к банкам, составляют первый блок правовых документов, определяющих требования к организации БМ.

Второй блок нормативно-правовых актов составляют нормативные документы ЦБ, определяющие состав и содержание пруденциальных норм и требованиий к КБ.

Третий блок документов, обусловливающих содержание БМ, составляют нормативные документы самих кредитных организаций. К ним относятся различные положения, инструкции, методики, определяющие политику кредитной организации в целом и по определенным направлениям, плановые показатели деятельности, порядок осуществления отдельных операций и предоставления услуг, методики осуществления аналитических разработок, порядок осуществления внутрибанковского контроля, требования к кредитной документации и другие вопросы.

Правовая основа БМ постоянно расширяется и совершенствуется, что требует повышения профессионализма банковских менеджеров.

§5. Оценка качества БМ.

Критерии оценки качества менеджмента

Результаты деятельности банка являются одним из критериев оценки качества менеджмента. При рассмотрении результатов деятельности банка учитываются следующие качественные характеристики финансового менеджмента: достаточность капитала банка, качество активов и достаточность созданных резервов, состояние ликвидности, прибыльность. Другими критериями качества менеджмента выступают: профессионализм менеджеров банка, способность их к лидерству; способность к планированию и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры; характер проводимой банком политики и оценка ее выполнения; риск инсайдерских сделок; эффективность управления персоналом банка и.др. Положительные оценки по вышеуказанным критериям определяют менеджмент в целом как хороший.

Факторы неудовлетворительного управления

Особое внимание при оценке БМ уделяется выявлению факторов неправильного управления. В американской практике выделяются четыре типа неудовлетворительного управления.

Первый тип неправильного управления определяется как плохое управление. Главными признаками его являются:

- чрезмерное расширение и неадекватный рост ссудных операций по сравнению с капиталом банка, что становится частой причиной банкротства банка;

- плохое кредитование, которое выражается в: предоставлении значительной доли ресурсов в виде ссуд одному заемщику или группе заемщиков, принадлежащих к одной отрасли; кредитовании клиентов, связанных между собой системой участия; значительном несоответствии сроков кредитов и депозитов, в частности вследствие массовой пролонгации ссуд; неспособности банка реально оценить перспективы возврата кредита заемщиком вследствие низкого уровня организации кредитного процесса;

- отсутствие внутреннего контроля, связанное с недостатками информационных систем, позволяющих сигнализировать о проблемах на начальных стадиях их появления, а также с низким качеством работы службы внутреннего аудита;

- плохое планирование вследствие недооценки его значимости. Для этого типа управления характерно не предвидение изменений ситуаций и возникающих рисков, а расчет на то, что "время само решит все проблемы".

Второй тип неправильного управления квалифицируется как косметическое управление. Его сущность составляет сокрытие прошлых и настоящих убытков с целью выиграть время и сохранить контроль. Существует много способов скрыть реальную экономическую ситуацию посредством приукрашивания баланса. Но главным способом утаивания возникших проблем является манипулирование с распределением прибыли.

Третий тип неправильного управления именуется "безнадежным руководством". Для него характерно проведение чисто внешних преобразований, связанных с осуществлением нескольких выгодных сделок. Эти сделки могут касаться спекулятивных операций с ценными бумагами, привлечения депозитов по повышенным процентным ставкам для предоставления крайне рискованных ссуд.

Четвертый тип неправильного управления - мошенничество. Мошенничеством считается, например, организация банка предпринимателями, имеющими определенные личные интересы. К мошенничеству прибегают зачастую и тогда, когда руководство банка предвидит приближающийся крах. При этом осуществляется кредитование клиентам, в которых банкиры заинтересованы.

Происшедшие в 90-е гг. в российской банковской сфере кризисы отчетливо показали, сколь велико значение менеджмента для обеспечения надежности банков. В этой связи в указаниях Банка России по проведению внешними аудиторами проверок коммерческих банков предусмотрен комплекс вопросов, позволяющих дать оценку системе управления банком. Они, в частности, включают: рассмотрение адекватности структуры управления банком видам и объемам выполняемых им операций; анализ и оценку кредитной политики и качества управления кредитными рисками; оценку состояния внутреннего учета и отчетности по видам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; анализ системы управления рисками при осуществлении кредитной организацией операций на рынке ценных бумаг; оценку полноты сформированных банком резервов; эффективность системы внутрибанковского контроля, в том числе за деятельностью филиалов.


На содержание На список трудов На главную
Сайт управляется системой uCoz