Глава V.МЕНЕДЖМЕНТ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ.

Воплощение в жизнь банковской стратегии невозможно без правильно организованной операционной деятельности.

Наряду с кредитной и инвестиционной операционная деятельность выделяется в одну из трех основных сфер банковской деятельности. Она включает:

- расчетно-платежные операции;

- расчетно-кассовое обслуживание клиентов;

- привлечение средств во вклады и депозиты;

- обработку информации;

- использование информационных технологий;

- деятельность по реализации административно-хозяйственных функций.

Некоторые из проблем управления банковскими операциями рассмотрены в настоящей главе.

§1.Организация кассовых операций.

Для организации кассового обслуживания организаций и физических лиц, а также для выполнения операций с денежной наличностью и другими ценностями в банках создаются кассовые подразделения, осуществляющие кассовое обслуживание клиентов, организационно подчинённых филиалов и внутренних структурных подразделений (ВСП).

Все кассовые работники КБ (руководитель кассового подразделения, заведующий кассой, заведующий хранилищем, старший кассир, старший контролер-кассир, контролер-кассир, кассир, другие кассовые работники) в части работы с денежной наличностью и ценностями подотчетны заведующему кассой. Приём на работу кассовых работников производится в соответствии с определенным регламентом порядке после согласования с подразделением безопасности. С каждым кассовым работником заключается договор о полной индивидуальной ответственности, с работниками, занятыми пересчетом денежной наличности, поступающей в инкассаторских сумках и мешках, возможен договор о коллективной (бригадной) ответственности. Полный перечень обязанностей кассового работника (определяемый должностной инструкцией) является неотъемлемой частью трудового договора кассового работника. Работник допускается к самостоятельной работе с денежной наличностью и ценностями только после принятия зачета по знанию требований и умению работы с документацией. Для этого создаётся постоянно действующая комиссия с участием руководящих сотрудников основных подразделений банка.

Касса банка (филиала) обеспечивается помещением, которое должно быть технически укрепленным и оборудованным средствами защиты в соответствии с определенными требованиями [7]. Помещение для совершения операций с денежной наличностью и другими ценностями представляет из себя специально оборудованный комплекс (хранилище, сейфовые комнаты, сейфы, помещения для конфиденциального обслуживания клиентов, операционная касса, касса пересчета, вечерняя касса, касса по приему и выдачи денежной наличности инкассаторам). Операции по пересчету и обработке денежной наличности выполняются с использованием специального банковского оборудования, средств механизации и автоматизации кассовых операций. Установка новой кассовой техники, ранее не использованной в банке возможна только по письменному разрешению руководителей банка - чему должна предше6ствовать экспертиза данной техники.

Работники кассы, занимающиеся непосредственно кассовыми операциями должны быть обеспечены кассовыми кабинками, индивидуальные средства хранения (металлический сейф, тележка закрытого типа, специальный стол, имеющие индивидуальный секрет замка, инкассаторские мешки и сумки), в которых они в течение рабочего дня может хранить денежную наличность и ценности.

Режим работы кассового подразделения необходимо устроить так, чтобы обеспечить кассовых работников всеми необходимыми ценностями до начала совершения ими операций по кассовому обслуживанию клиентов банка. Для обеспечения своевременной выдачи денежной наличности с банковских счетов и вкладов, банк (филиал) должен оставлять в хранилище на конец дня денежную наличность в размере, не менее минимально допусти-мого остатка. Этот остаток определяется руководством банка исходя из объема оборота денежной наличности, графика поступления денежной наличности от организаций, порядка её обработки и других особенностей организации налично-денежного оборота и кассовой работы, но и не должен превышать нормативы для такого рода остатков, заданные ЦБ РФ [см.:1]. Ответственность за соблюдение остатков несут руководство банка, ответственные за сохранность ценностей, на которых возложены эти обязанности, заведующий кассовым узлом, операционной кассой.

Порядок обслуживания кредитными организациями физических лиц по вкладным операциям, приёму коммунальных и других платежей, а также работы с ценными бумагами, картами регламентирован соответствующими документами. Организация работы по:

- совершению операций с драгоценными металлами осуществляется в соответствие с требованиями документа [8? 9, 10];

- кассовому обслуживанию банкоматов осуществляется в соответствии с требованиями документа [6];

- организации работы в хранилище с индивидуальными сейфами осуществляется согласно документу [6];

- организация работы по совершению кассовых операций с использованием "электронных кассиров" (кэш-диспенсеров) осуществляется в соответствии с документом [8];

- организация работы с картами и ПИН-конвертами осуществляется в соответствии с документами [8].

Руководители банка должны обеспечить кассовых работников образцами подписей бухгалтерских работников, уполномоченных подписывать приходные и расходные документы, а бухгалтерских работников, связанных с оформлением приходных и расходных кассовых документов образцами подписей кассовых работников. Образцы заверяются подписями руководителя, скрепляются печатями банка. Организации передачи приходных и расходных документов между кассовыми и бухгалтерскими работниками производится внутренним порядком, утвержденным вышестоящим менеджером.

Движение денежной наличности и ценностей между кассовыми работниками (за исключением случаев выполнения ими обязанностей кассиров касс пересчета) должно осуществляться только через заведующего кассой (старшего контролера-кассира), который эти операции оформляет по специальным журналам (тетрадям) учета денежной наличности, ценностей и учета ценных бланков, которые должны быть пронумерованы, прошнурованы и их общее количество должно быть заверено руководством банка и банковской печатью. Вся эта документация - по мере заполнения - сдаётся в архив. Оформление бухгалтерскими работниками приходных и расходных кассовых документов (за исключением денежного чека), ведение кассовых журналов, ведомостей оборотов и остатков ценностей, операционных дневников и т.п. материалов, заполнение кассирами справок и иных документов о проведенных операциях за день могут производиться на компьютере.

По окончании операций с денежной наличностью и ценностями они в полном объеме упаковываются кассовыми работниками в корешки, пачки, мешки в порядке установленным регламентом того или иного банка [8].

Кассовым работникам запрещается:

- хранить личные деньги и другие ценности вместе с деньгами и ценностями банка;

- передоверять выполнение работы с ценностями другим лицам, а также выполнять работу, не входящую в круг обязанностей, установленных должностными инструкциями;

- оставлять при временном отсутствии на рабочем месте незакрытыми денежную наличность, ценности, кассовые документы, печати, пломбиры, ключи от сейфов, а так же ключи в скважинах замков сейфов, хранилищ и т.п.;

- выдавать (принимать) ценности без оформленных кассовых документов либо лицам (от лиц), не указанных в них;

- производить записи в кассовых журналах, ведомостях оборотов и других кассовых документах, выписывать кассовые и мемориальные ордера, если это не входит в круг их непосредственных обязанностей.

Порядок формирования и хранения денежной наличности и ценностей

В КБ (их филиалах и ВСП) применяется единый порядок формирования и упаковки денежной наличности ЦБ РФ. Банкноты и монеты сортируются по до достоинствам и годам образца. Годные к обращению и ветхие банкноты (как и годная к обращению и дефектная монета) формируется и упаковывается отдельно.

Каждые 100 листов банкнот одного достоинства формируются в корешки и обандероливаются в виде установленного образца, на которой ставятся сумма, количество и достоинство банкнот, год образца, банковские реквизиты, код РКЦ, осуществляющего кассовое обслуживание, дата упаковки, именной штамп и подпись кассира, произвёдшего сортировку и пересчет банкнот. Каждые 10 корешков банкнот одного достоинства формируются в полную пачку по 1000 листов, которая снабжается верхней и нижней накладками из картона, на верхнем картоне - отмеченные выше реквизиты. Каждая пачка упаковывается в полиэтиленовый рукав (пакет), на сварочном шве которого проставляется оттиск реквизитов банка. Полные корешки одного достоинства, из которых нельзя сформировать полную пачку упаковываются в неполную пачку, на которой также проставляется сумма и остальные реквизиты. Оставшиеся у кассового работника банкноты, из которых нельзя сформировать полные корешки, сдаются - по указанию зав.кассой - для упаковки одному кассовому работнику, который и формирует полные или неполные корешки. В полную (неполную) пачку могут быть упакованы лишь корешки, проверенные, подсчитанные и заверенные лишь одним кассиром. Как исключение допускается формирование пачек из корешков, сформированных одним кассиром, но в разное время.

Монеты ЦБ РФ расфасовывается в отдельные мешки, максимальная сумма которых должна составлять: для монет достоинством в 1 коп. - 40 руб.; для монет достоинством 5 коп. - 100 руб.; для монет достоинством 10 коп. - 250 руб.; для монет достоинством 50 коп. - 1000 руб.; для монет достоинством 1 руб. - 1500 руб.; для монет достоинством 5 руб. - 5000 руб.; для монет достоинством 10 руб. - 5000 руб. Мешки завязываются шпагатом глухим узлом с наложением пломбы. На ярлыках к мешкам проставляется сумма и отмеченные выше реквизиты. Возможны "сборные" мешки с обязательной "распиской" - кроме всего прочего - суммы монет по каждому достоинству.

На бандеролях корешков и верхних накладок пачек с ветхими банкнотами, на ярлыках с дефектными монетами проставляется надпись "Ветхие", "Дефектные".

Бланки ценных бумаг упаковываются в пачки и корешки по наименованиям, а также выпускам и достоинствам (где они имеются), оформляются надписи с реквизитам. Карты формируются в пачки. Листовые, штучные остатки ценностей упаковываются в неполные корешки и пачки. Срок хранения неполных корешков и пачек ценностей аналогичен сроку хранения полных пачек, но при выносе из хранилища такие корешки и пачки, по возможности, должны расходоваться в первую очередь.

Вся денежная наличность и другие ценности банка (филиала, ВСП) по окончании рабочего дня должны храниться в хранилище под ответственностью должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей - сроком - как правило, от месяца (если они находятся в упаковке другой кредитной организации) до года (если, упакованы и сформированы данным банком). Замки всех дверей хранилища, сейфов, тележек и другого инвента-ря должны иметь номерные ключи и при закрытии дверей они опечатываются металлическими печатями. Номерные ключи закрепляются приказом руководства банка за должностными лицами, ответственными за хранение наличных денег и ценностей. Хранение, приём и выдача кассовым работникам (от кассовых работников) оружия и патронов производится заведующим кассой по специальному документу [ 8].

Основной комплект ключей закрепляется за должностными лицами, ответственным за хранение ценностей, ключ от решетчатой двери - за заведующим кассой, дубликаты ключей - у руководства банка (с подробной описью в специальном опечатанном мешке). При необходимости изъятия дубликатов ключей из мест хранения (например, при проведении ревизий, проверок и т.п.) оформляется акт с указанием причин изъятия. Списки должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей, хранителей дубликатов ключей, образцы оттисков металлических печатей для опечатывания хранилища направляются в подразделение службы безопасности.

В течение рабочего дня, при отсутствии в хранилище должностных лиц, ответственных за хранение ценностей, хранилище закрывается ими на все ключи и опечатывается сургучом, пластилином или опломбируется пломбиром заведующего кассой. В нерабочее время дверь хранилища опечатывается металлическими печатями должностных лиц, ответственных за хранение ценностей, с использованием шпагата и деревянной плашки с углублением для наложения сургуча. Шпагат должен пропускаться в специальные ушки двери так, чтобы дверь не могла быть открыта без повреждения шпагата и оттисков печати. Оттиски печатей должны быть четкими с легко читаемым текстом. При опечатывании двери хранилища печати первая печать на шпагате заведующего кассой, вторая - лица из руководящего состава банка.

Перед открытием двери хранилища эти должностные лица - в присутствии охранника - должны убедиться в целостности и исправности входной двери, замков, шпагата и оттисков печатей. Затем необходимо сообщить на пульт централизованной охраны о готовности к снятию хранилища с пульта централизованной охраны, снять хранилище с охранной сигнализации внутренней охраны, расписаться в специальном журнале за снятие с охранной сигнализации. Путём разрезания одного оборота шпагата срезать плашку с оттисками печатей, не допуская их повреждения до окончания осмотра хранилища. По завершении осмотра хранилища эти оттиски должны быть уничтожены (замяты).

В случае повреждения дверей, замков, шпагата, оттисков, наличия подозрения о попытках иного проникновения в хранилище составляется акт ответственных лиц и представителя охраны и сообщается о этом событии руководству банка. Теперь открытие двери хранилища возможно только по прибытии представителя правоохранительных органов, после чего вместе с ним необходимо удостовериться в сохранности стен, пола, дверей и замков на сейфах, стеллажах, полках, находящихся внутри хранилища.

Вход в хранилище разрешается одновременно должностным лицам, ответственным за сохранность ценностей. По письменному разрешению руководства банка разрешается вход в хранилище одному заведующему кассой. Другие лица допускаются в хранилище лишь на основании приказа первого руководителя банка и по предъявлению документов, удостоверяющих их личность. В любом случае допуск в хранилище возможен только в сопровождении должностных лиц, осуществляющих сохранность ценностей.

В рабочие для банка дни хранилище подлежит обязательному открытию и проверке. В хранилище денежная наличность и другие ценности хранятся в металлических емкостях (сейфах, шкафах, полках и т.п.), имеющих решетчатые дверцы с замками, закрываемые ключом заведующего кассой. Мешки с монетой могут храниться в лотках, установленных на полу. Предварительно подготовленная наличность для выдачи клиентам банка на следующий рабочий день может хранится в отдельных мешках, тележках. Сумки, приготовленные для скорой отправки в филиалы, ВСП банка хранятся также отдельно. Денежная наличность, иностранная валюта и платежные документы (в том числе и в иностранной валюте), драгоценные металлы, оружие и патроны хранятся раздельно. Хранение драгоценных металлов осуществляется в соответствие с требованиями [4].

Денежная наличность и другие ценности (в том числе и для их пересчета) выдаётся заведующим кассой по специальной Книге (журналу), и принимаются у них по Книге (журналу). До закрытия хранилища банка заведующий кассой выводит обороты по движению ценностей за день, производит записи общих остатков денежной наличности и ценностей на начало следующего дня в специальных Книгах - по каждому виду ценностей. Правильность остатков, выведенных в указанных книгах, ежедневно удостоверяется подписями должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей. Исправления в книгах учета ценностей заверяются подписями всех должностных лиц. Книги учета в течение дня хранятся у заведующего кассой, по окончании дня - в хранилище. На выявленные излишки денежной наличности, как и на недостачу наличности составляется специальный кассовый ордер, суммы выявленных излишков (недостачи) отражаются в Книге.

Перед закрытием хранилища должностные лица проверяют:

- все ли ценности, книги и документы внесены в хранилище;

- соответствует ли фактическое наличие ценностей кассы данным бухгалтерского и депозитарного учета и остаткам, указанным в книгах учета ценностей. Остатки ценностей, записанные в книгах учета ценностей, главный бухгалтер сверяет с данными соответствующих счетов бухгалтерского учета;

- все ли металлические шкафы и стеллажи по окончании операций (независимо от наличия в них ценностей) закрыты на ключи.

Закрытие хранилища проводится в соответствии с [8]. После закрытия на ключи хранилища заведующий кассой ставит его под охрану, получая подтверждение об этом от представителей внутренней и внешней охраны.

§2. Общие требования к выполнению кассовых операций

Порядок приема/выдачи денежной наличности при обслуживании организаций

Денежная наличность принимается от организаций в приходно-расходные и вечерние кассы. Кассовым работникам указанных касс выдаются соответствующие печати, время работы той и другой кассы должно висеть на видном месте.

В течении операционного дня операции по приёму и выдаче денежной наличности от организаций производится бухгалтерскими и кассовыми работниками. По письменному распоряжению после окончания операционного дня такая деятельность может производиться одним операционно-кассовым работником.

Для совершения кассовых операций в операционное время заведующий кассой выдаёт кассовым работникам под отчет необходимую сумму денежной наличности и ценностей. Все выданные ему ценности кассовый работник записывает в свою книгу по разделу "Приход", а заведующий кассой по разделу "Расход".

Оформление документов на приём/выдачу денежной наличности организациям осуществляется бухгалтерским работником. Организации вносят денежную наличность (объявление на взнос наличными, денежную наличность иностранных государств) в кассу только на свой банковский счёт, открытый в данном банке. Сомнительные денежные знаки принимаются для отправки на экспертизу в ЦБ РФ. Неплатёжная денежная наличность иностранных государств направляется в банк-эмитент.

Выдача организациям с их банковских счетов денежной наличности производится банком по денежным чекам (иностранной валюты - по расходным кассовым ордерам). Бухгалтерский работник после соответствующей проверки денежного чека, иных документов клиента, выдаёт представителю организации контрольную марку от денежного чека для предъявления в кассу банка. Получив от бухгалтерского работника расходные документы, кассовый работник обязан:

- проверить наличие и тождественность подписей уполномоченных работников банка, оформивших и проверивших денежный чек или расходный кассовый ордер;

- наличие на денежном чеке расписки представителя организации в получении наличности и данных его паспорта;

- подготовить сумму денежной наличности, подлежащую выдаче;

- вызвать представителя организации, проверить у него документы, сверить номер контрольной марки с номером на чек, приклеить контрольную марку к чеку,

- пересчитать подготовленную сумму денежной наличности в присутствии представителя организации и выдать ему эту денежную наличность;

- подписать чек и выдать представителю организации третий экземпляр расходного кассового ордера на котором проставить печать.

Если представитель организации одновременно предъявляет в приходно-расчетную кассу денежный чек и объявление на взнос наличными, то совершение операций в данном случае осуществляется по каждому документу отдельно. Совершение операций, при которых клиент, не внося наличности, предъявляет одновременно денежный чек и объявление на взнос наличности, не допускается. Работникам вечерней кассы запрещено совершать расходные операции.

Вся поступившая в течении и после завершения операционного дня денежная наличность должна быть оприходована в кассу банка в сроки, определенные договором с клиентом. Поступившая в кассу денежная наличность должна быть передана заведующему кассой по окончании операционного дня под расписку в Книге.

§3. Организация и управление кассовыми активами.

Несмотря на широкое распространение безналичных расчетов, налично-денежный оборот в стране составляет более 20% всего денежного оборота. ЦБ определяет порядок ведения кассовых операций - операций по приему, хранению и выдаче денег и ценностей клиентам банка, организует изготовление банкнот и металлической монеты, устанавливает правила перевода, хранения и инкассации наличных денег, обеспечивает создание резервных фондов банкнот и т.д.

Для осуществления кассового обслуживания и выполнения операций с наличными деньгами и другими ценностями в КБ создается кассовый узел. Чтобы обеспечить своевременную выдачу наличных денег со счетов организаций и со счетов по вкладам граждан, КБ устанавливается сумма минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня исходя из:

- объема оборота наличных денег, проходящих через кассу;

- графика поступления денежной наличности от клиентов;

- особенностей организации налично-денежного оборота и кассовой работы.

1. Банки могут открывать операционные кассы вне кассового узла для улучшения кассового обслуживания населения:

- совершение операций по приему и выдаче вкладов в рублях и иностранной валюте;

- продажа и покупка ценных бумаг;

- прием коммунальных и других платежей.

2. Банки могут открывать операционные кассы вне кассового узла для улучшения кассового обслуживания предприятий и организаций:

- выдача средств на заработную плату;

- выплата социального характера;

- выплата командировочных расходов рабочим и служащим; осуществление операций, перечисленных в пункте 1.

Наличные деньги сдаются в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета банков на основе заключенных договоров. Своевременность и полнота сдачи предприятиями наличных денег в банк контролируется экономистами банка. Текущий контроль ведется по контрольным ведомостям согласно кассовому плану, а последующий - в ходе проверок банками соблюдения предприятиями требований по ведению кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ.

Для оприходования всех поступающих в банк наличных денег и выполнения расходных операций каждое учреждение КБ имеет оборотную кассу. Все поступившие до окончания операционного дня наличные деньги должны быть оприходованы в оборотную кассу и зачислены на соответствующие счета в тот же рабочий день. Из оборотной кассы происходит выдача наличных денег предприятиям и организациям. При этом банк должен организовать рациональный денежный оборот, т.е. стремиться удовлетворить потребности в выдаче денег клиентам за счет собственных поступлений. Выполнение этой задачи осуществляется в ходе составления и исполнения кассового прогноза. На основании полученных от предприятий сведений и кассовых заявок КБ делает расчет кассового прогноза, в ходе исполнения которого и осуществляется кассовое обслуживание.

Касса пересчета выручки создается в тех банках, куда поступает выручка через инкассаторский аппарат. Вечерние кассы существуют только для приема денег в вечером.

Обычно приходные кассы принимают деньги по объявлениям на взнос наличными. Операционный работник проверяет правильность заполнения объявления на взнос налич-

ными, оформляет его, отражает сумму денег в кассовом журнале по приходу и передает объявление на взнос наличными в кассу. Получив объявление, кассовый работник проверяет наличие и тождественность подписи операционного работника, сличает соответствие суммы цифрами и прописью и принимает деньги.

КБ осуществляет инкассацию и доставку денежных средств и ценностей самостоятельно либо на договорных условиях через специализированные службы инкассации, имеющие лицензию ЦБ на проведение операций по инкассации.

При согласовании с клиентами конкретных сроков выдачи денег на заработную плату банки учитывают необходимость распределения выдач по возможности равномерно по дням месяца в целом по банку. Учреждения банка осуществляют контроль за соблюдением установленных сроков выдачи заработной платы, что обеспечивает бесперебойное и своевременное удовлетворение требований на выдачу наличных денег. Для регулирования кассовых ресурсов КБ составляет календарь выдач заработной платы и других видов оплаты труда рабочих и служащих. К началу каждого рабочего дня отделом денежного обращения определяется величина выплат наличных денег из кассы банка. Деньги расходной кассы предоставляются в основном по денежным чекам из денежных чековых книжек. При погашении ценных бумаг банка, выдаче вкладов гражданам, под отчет работникам банка командировочных, представительских и прочих используется расходный кассовый ордер, выписанный бухгалтером.

Непосредственное выполнение операций с наличными деньгами осуществляют кассовые и инкассаторские работники банка, с каждым из которых заключается договор о полной материальной ответственности.

Банк может устанавливать банкоматы или другие платежно-расчетные терминалы. Операции по обработке денежной наличности выполняются с использованием средств механизации и автоматизации кассовых операций. Оформление приходных и расходных кассовых документов (за исключением денежного чека), ведение кассовых журналов по приходу и расходу, заполнение кассовыми работниками справок и других документов могут производиться с применением компьютерного оборудования.

Все поступившие в течение операционного дня наличные деньги должны быть оприходованы в операционную кассу и зачислены на соответствующие счета клиентов в тот же рабочий день.

Рассмотрим проблемы управления кассовой наличностью, хранящейся в кассе и сейфах КБ для обеспечения его повседневной потребности в деньгах.

Потребность американских КБ в наличных деньгах удовлетворяется федеральным резервным банком данного округа без каких-либо ограничений; соответствующая сумма списывается с резервного счета банка в федеральном резервном банке. Однако общая Сумма резервов не изменяется, так как наличные деньги в кассе засчитываются как часть резерва наряду с остатками на резервном счете. Российские банки получают наличные денежные средства без ограничений в пределах суммы остатка на корреспондентском счете в РКЦ ЦБ РФ. Использование средств из Фонда обязательного резервирования возможно только в случае ликвидации банка, и наличные деньги в кассе коммерческого банка не включаются в сумму обязательного резерва. Данное обстоятельство вносит серьезные коррективы в управление кассовой наличностью в российском банке.

Рассмотрим структуру кассовой наличности в КБ США. В этих банках:

- платёжные документы на инкассо составляют - 40%;

- резервные счета - 20 %;

- кассовая наличность в сейфах - 10% ;

- прочие статьи - 15%.

Иная структура в российских КБ. Здесь мы видим, что:

- корреспондентские счета составляют - 25%;

- резервные счета - 30%;

- кассовая наличность в сейфах - 25%

- прочие статьи - 20%.

Российские КБ обязаны отчислять в Фонд обязательного резервирования определенный процент от суммы рублевых вкладов до востребования, от суммы средне-долгосрочных депозитов и от суммы валютных вкладов. По закону КБ США обязаны хранить резерв в федеральном резервном банке своего округа в меньшей, чем в России, пропорции к своим обязательствам по депозитам. При расчете резерва берется чистая сумма депозитов до востребования за вычетом платежных документов, находящихся в процессе инкассации, и сумма на корреспондентских счетах данного банка в других банках.

Как и банки США, российские банки открывают корреспондентские счета в других банках и хранят там рабочие остатки с целью взаимного оказания услуг по инкассо чеков, векселей и других платежных документов, покупке и продаже ценных бумаг, валюты и т.д. Часть расходов по операциям, проводимым для своих корреспондентов, банки покрывают, размещая средства, которые хранятся на их счетах "ЛОРО". Но эти доходы, как правило, не покрывают издержек. Поэтому банки все чаще переходят к прямому начислению комиссии за каждый вид услуг.

Самая крупная статья в разделе кассовых активов американских банков - платежные документы на инкассо. Она состоит почти исключительно из чеков, предъявленных в банк клиентами для получения платежа. Расчеты по чекам оказывают повседневное влияние на состояние общей резервной позиции банка. Если в результате расчетов на резервном счете образуется избыток средств по сравнению с требуемым законом минимальным уровнем, банк будет стремиться предоставить их в ссуду на рынке федеральных фондов. Если возникнет дефицит, то ему придется продать какие-то активы для пополнения счета или прибегнуть к краткосрочным займам на межбанковском рынке.

В российских банках особое внимание уделяется своевременности отчислений в Фонд обязательного резервирования. Банки развитых стран также уделяют большое внимание прогнозированию потребности в ликвидных средствах и обеспечению резервной позиции. Для них и суммы на резервном счете в федеральном резервном банке, и кассовая наличность представляют собой первичный резерв банка. Однако даже такой резерв не гарантирует удовлетворения общей потребности банка в ликвидных средствах. Банк может столкнуться с крупным непредвиденным оттоком депозитов, и в этом случае он не сможет воспользоваться резервом. Ему придется продать ценные бумаги или отозвать ссуды. Потребность в быстром привлечении дополнительных ресурсов может возникнуть также, если банк хочет выдать крупную ссуду важному клиенту. Поэтому банку необходимо иметь вторую линию резервов, которая позволяет ему срочно мобилизовать средства денежного рынка - вторичные резервы.

Организация операций с пластиковыми карточками

Пластиковые карты становятся существенным компонентом современной системы платежей в России, представляя удобную форму совершения платежей розничным клиентам и получения ими наличных денег. Использование пластиковых денег выгодно всем участникам платежной системы по следующим соображениям:

- привлечение дополнительных ресурсов. Для банков средства владельцев карточек - дополнительный источник ресурсов; обслуживание карточек также приносит доход банку в виде комиссионных;

- облегчение снятия наличных средств. Владельцы карточек выигрывают благодаря удобству выполнения платежей при наличии широкой сети терминалов;

- обеспечение платности ресурсов, отвлеченных в расчеты. Владельцы дебетовых карточек могут получить дополнительный доход вследствие начисления % на карточные деньги и получения скидок в некоторых торговых точках и при оплате некоторых услуг.

Возможности эмиссии дополнительного расчетного инструмента

Серьезной проблемой успешного распространения пластиковых карт является обеспечение безопасности. Карточные мошенничества значительно увеличивают издержки и сокращают возможности получения банком разумной прибыли. Общие годовые мировые потери от мошенничества с пластиковыми картами превышают 1 млрд. долл.

Успешной борьбе с мошенничеством содействует совершенствование смарт-техно-логий. Однако глобальное распространение смарт-карт возможно в случае разработки единого стандарта. В этом направлении ведется совместная работа систем Europay, Mastercard, VISA (EMV) по разработке международных стандартов, общих требований к микропроцессорным карточкам и их взаимодействию с электронными терминалами.

Сейчас в ЦБ РФ рассматривается проект "Положения о порядке расчетов на территории Российской Федерации с помощью платежных карт". Этот документ станет основой правовой базы функционирования карточных систем в стране. В банке активно проводится работа по разработке единой национальной системы платежных карт. Однако до выработки единого стандарта российских карточек еще далеко. К сожалению, чем дальше развивается рынок пластиковых платежных средств, тем труднее будет выработать этот стандарт, а тем более приспособить к нему уже существующие системы.

§4. Организация межбанковских расчетов и управление риском.

Организация межбанковских расчетных операций

Межбанковские расчеты возникают при безналичных расчетах, когда плательщик и получатель средств обслуживаются разными банками, а также при взаимном кредитовании банков и перемещении наличных денег. В настоящее время такие расчеты осуществляются через расчетно-кассовые центры (РКЦ) ЦБ, а также по корреспондентским счетам, открываемым на основе межбанковских соглашений и по клирингу.

Существуют два варианта организации межбанковских расчетов с помощью корреспондентских счетов:

- централизованный, при котором расчеты между банками проводятся через их корреспондентские счета, открываемые в РКЦ;

- децентрализованный, основанный на корреспондентских отношениях коммерческих банков друг с другом.

В России межбанковские расчеты в основном ориентируются на первый (централизованный) вариант. В РКЦ по месту нахождения правлений коммерческих банков открываются корреспондентские счета банков. Филиалы банков имеют корреспондентские счета типа субсчетов.

Одновременно с открытием счета заключается договор о корреспондентских отношениях с РКЦ Банка России, где предусматриваются права и обязанности обеих сторон, ответственность за выполнение взятых обязательств. Через корреспондентские счета банки осуществляют весь спектр операций, связанных с обслуживанием своей клиентуры, а также операции самого банка как хозяйствующего субъекта.

Главный принцип платежей по корреспондентским счетам коммерческих банков заключается в их осуществлении строго при наличии и в пределах остатка средств на этих счетах. При недостатке средств на счете банка для платежей ЦБР может оплатить претензии к банку за счет своего кредита (овердрафта), но по ставке выше рыночной. В противном случае, с одной стороны, банки не имели бы стимула привлекать кредитные ресурсы на рынке, а с другой - осуществлялась бы неконтролируемая дополнительная эмиссия и увеличивалось бы инфляционное давление. Кроме расчетов, в функции РКЦ входят кредитование банков, кассовое обслуживание, операции с ценными бумагами, финансирование капиталовложений за счет бюджета и пр.

Расчеты между клиентами, имеющими счета в одном учреждении банка, производятся путем прямого списания и зачисления средств по счетам клиентов. Минуя корреспондентские счета, могут совершаться внутрибанковские расчеты.

Для платежей и расчетно-кассового обслуживания клиентов банки устанавливают между собой корреспондентские отношения, т.е. заключают соглашение об осуществлении платежей и расчетов одним из них по поручению и за счет другого. Корреспондентские отношения могут быть со счетом или без счета.

Платежи по корреспондентским счетам осуществляются в пределах остатка денежных средств на счете либо с превышением этого остатка, т.е. с образованием овердрафта. Пре-дельный размер, сроки, процентные ставки по дебетовому и кредитовому остатку определяются договором. Если дебетовое сальдо (отрицательное сальдо) по счету возникает вследствие нарушения клиентом платежной дисциплины, невыполнения обязательств и т.п., банк применяет к клиенту жесткие меры - взыскание пени по дебетовому сальдо, штрафы или отнесение этой суммы на счет просроченных ссуд с взиманием повышенных процентов, приостановление платежей по счету и направление всех поступлений на счет клиента на погашение образовавшейся задолженности перед банком. Такая реакция оправдана угрозой ухудшения собственной ликвидности и платежеспособности банка.

Кредитные ресурсы на корреспондентских счетах, как правило, рассматриваются как депозиты до востребования. Поэтому обычно остатки средств по корреспондентским счетам поддерживаются на минимальном уровне, необходимом для совершения расчетных операций.

О расчетных операциях банки-корреспонденты уведомляют друг друга посредством авизо, представляющего собой официальное извещение, уведомление о выполнении расчетных операций. Межбанковские расчеты через взаимные корреспондентские счета ускоряют процесс движения денег, однако требуют значительной иммобилизации средств на корсчетах в других банках.

Установление корреспондентских отношений с зарубежными банками позволяет коммерческому банку осуществить широкий спектр международных операций. С самого начала корреспондентские отношения используются для проведения документарных и бездокументарных операций. Для расчетов российских предприятий с зарубежными контрагентами характерны документарные операции, т.е. платежи, совершаемые на основе документов, подтверждающих факт перевозки товара, его оценку, страховку и состояние. К таким документам относятся морские коносаменты, железнодорожные и авиационные накладные, страховые полисы, счета-квитанции, сертификаты о происхождении товара, сертификаты качества и прочее.

Более доверительными являются межбанковские операции по покупке и продаже валют, сделки на денежном рынке, привлечение и размещение вкладов, хранение ценных бумаг, предоставление кредитов, расчеты по клирингу. Большое развитие в межбанковском обороте получили автоматизированные платежи, позволяющие повысить эффективность работы, быстроту и качество операций, являясь необходимой предпосылкой повышения прибыльности и снижения издержек.

Риск осуществления расчетов и системный риск

Важное место в системе межбанковских расчетов занимает клиринг. Клиринговые расчеты проводились и проводятся ЦБР между одногородними коммерческими банками по балансовому счету № 871. Клиринг представляет собой систему безналичных расчетов за товары и услуги, основанную на взаимозачете требований и обязательств. Объектами клиринга могут быть платежные поручения, чеки, векселя, ценные бумаги, аккредитивы, кредиты и прочее. По решению ЦБР от 10 февраля 1993 г. организацию клиринговых расчетов могут брать на себя специальные межбанковские структуры - клиринговые учреждения: клиринговые центры, расчетные палаты. Эти учреждения могут проводить клиринговые расчеты не только между местными банками, но и включать в сферу своей деятельности межрегиональные расчеты. Такие межрегиональные клиринговые системы в настоящее время возникли в Сибири, на Урале, в Поволжье, в Санкт-Петербурге. Создание клиринговых центров позволилосущественно разгрузить РКЦ и повысить ответственность участников межбанковских операций за их проведение.

Системы клиринговых расчетов в России еще находятся в стадии становления, и недолгая история данного процесса уже была отмечена некоторыми драматическими примерами. Однако становление данной области банковского дела в нашей стране еще впереди, и связанные с ней риски целесообразно рассмотреть на зарубежном примере, имеющем наиболее развитую из подобных систем.

Риск осуществления расчетов - это риск того, что банк не сможет осуществить расчет. В первую очередь такой риск возникает в результате дневных овердрафтов. Тем не менее FEDWIRE разрешает дневные овердрафты, так как они позволяют более эффективно и по более низкой цене производить расчеты. Федеральная резервная система разработала два направления, для разрешения проблем. Первое - это установление абсолютных лимитов на размер овердрафтов в течение каждого дня, в зависимости от размера капитала банка. Второе - это взимание штрафов за каждую тысячу долларов непокрытого овердрафта.

Риск осуществления расчетов падает либо на организатора расчетной системы, либо на другие банки, получающие платежи. При непоступлении платежа получающий банк будет вынужден использовать деньги клиентов или свой капитал. При недостатке средств банк станет банкротом.

Системный риск - это риск того, что при невыполнении обязательств одним банком начнется цепная реакция, которая приведет к кризису всей банковской системы. Неудача, постигшая один банк, может вызвать неплатежеспособность других участников расчетов. Такой риск характерен для системы, подобной CHIPS. Текущая политика снижения риска осуществления расчетов включает установление "потолков" (лимитов на размер овердрафта и/или чистой дебетовой позиции банка). Эти потолки ограничивают риск потенциальных убытков для каждой из этих систем со стороны любой кредитной организации размером ее дневного кредита. В то же время для ограничения системного риска устанавливаются двусторонние чистые кредитные лимиты. Их разработка снижает риск потенциальных убытков для каждого индивидуального института, ограничивая размер кредита для каждого участника системы со стороны других участников. И, наконец, участники подобной системы должны вносить залог (ценные бумаги) для пропорционального покрытия их доли при возникновении каких-либо неудач в системе. Такое обеспечение снижает вероятность возникновения системного риска.

§5. Проблемы борьбы с "отмыванием" денег.

Новой Уголовный кодекс РФ содержит в себе статью, обусловливающую уголовную ответственность за участие в операциях по отмыванию незаконных денег. Это продиктовано необходимостью быстрейшей интеграции России в мировую финансовую систему, где данной проблеме придается исключительно большое значение.

Проблема отмывания денег связана с легализацией любых незаконных доходов, включая доходы от наркобизнеса и незаконной торговли оружием, финансовых махинаций и злостного уклонения от налогов. В разных странах существуют свои механизмы возникновения незаконных доходов, однако операции по их легализации зачастую носят интернациональный характер, т.е. осуществляются при неоднократном пересечении границ, порою, нескольких государств.

Борьба с отмыванием незаконных или "грязных" денег ставит своей целью помешать проведению таких операций, а также оказать содействие правоохранительным органам в разоблачении преступников. Данная проблема приводит к возникновению как риска несоответствия, так и риска потери репутации. Она может:

- во-1-х, привести к соответствующему конфликту с соответствующими органами;

- во- 2-х, крайне отрицательно сказаться на репутации банка в случае опубликования информации об использовании какого-либо банка преступными элементами для отмывания "грязных" денег.

Специальная международная финансовая комиссия по проблемам отмывания денег разработала Сорок рекомендаций для внедрения в практику стран и правительств - членов Комиссии. Один из пунктов этого документа рекомендует следующее: "Финансовые учреждения, их директора, ответственные сотрудники и служащие должны быть защищены правовыми нормами от уголовной или гражданской ответственности за нарушение любых ограничений на раскрытие информации, предусмотренных договором или любыми правовыми, директивными или административными положениями, если они сообщают о своих подозрениях в компетентные органы, даже если они не имеют точных сведений о скрытой криминальной деятельности, и независимо оттого, имела ли место преступная деятельность на самом деле".

При изучении учредительных документов клиента - юридического лица следует обращать особое внимание на оформление таких документов, включая все зарегистрированные изменения и дополнения, а также документов, подтверждающих государственную регистрацию клиента в качестве юридического лица. Необходимо проводить анализ состава учредителей, протоколов годовых собраний. Уставный капитал предприятия - клиента банка, не оплаченный длительное время, является свидетельством неблагонадежности или фиктивных намерений учредителей. При изучении документов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность, следует проводить анализ динамики дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе задолженности перед бюджетом и другим обязательным платежам, а также перед банками по выданным ссудам и кредитам. Возрастание дебиторской задолженности по валютным статьям баланса с истекшими сроками погашения может являться косвенным подтверждением наличия неправомерно размещенных денежных или материальных активов за рубежом и участия в операциях по легализации доходов, полученных незаконным путем.

Рекомендовано анализировать динамику движения средств по счетам "Расчетный счет", "Валютный счет" и "Касса", обращая внимание на соотношение остатков на счетах, на средний остаток средств на счете "Касса" и периодичность поступлений на указанный счет денежных средств. Целесообразно выяснять причины значительного превышения остатков в кассе над остатками средств на счетах. Отклонения данных по остаткам на счетах по балансу и выпискам банка может свидетельствовать о том, что клиентом представлены неполные сведения о количестве действующих счетов.

Негативные аудиторские заключения отрицательно характеризуют деятельность клиента. Взыскание штрафов государственными контрольными органами свидетельствует о нарушениях клиентом законодательства Российской Федерации. Следует проверять соответствие уставу видов деятельности, занимающих наибольший удельный вес в хозяйственном обороте клиента.

Значительная доля расчетов в наличной форме в общей структуре расчетов, а также отсутствие ежедневной инкассации на предприятиях торговли и коммунально-бытовых услуг населению могут косвенным образом свидетельствовать о проведении операций с доходами, полученными незаконным путем.

При изучении личности клиента (физического лица) в случаях, определяемых банком, рекомендовано предлагать клиенту предоставлять информацию о постоянном месте работы и о размере полученного дохода и уплаченных налогов на основании справки из налоговой инспекции. В случае открытия клиентского счета по доверенности на имя третьего лица КБ предлагается установить его личность, а также удостовериться в полномочиях клиента, действующего по поручению третьего лица. Если не представляется возможным установить личность третьего лица, на имя которого открыт счет, то КБ следует предпринимать меры по особому контролю за движением денежных средств по данному счету.

Необходимо изучать причины перехода клиента из одного банка в другой и по возможности получить не составляющую коммерческую и банковскую тайну информацию из банка, где ранее обслуживался или продолжает обслуживаться клиент. При этом следует проанализировать также информацию, представленную самим клиентом из банка, где он обслуживался или продолжает обслуживаться. Рекомендуется осуществлять личное знакомство с клиентами и лицами, включенными в карточку подписей клиента. При текущей работе с клиентом целесообразно особое внимание уделять регулярности и своевременности представления в банк справок и другой запрашиваемой информации, а также соблюдению клиентом требований Банка России по ведению документации и отчетности.

Указанные рекомендации перекликаются с положениями американских инструкций по внедрению методики "Знай своего клиента". Основная цель методики состоит в том, чтобы дать кредитной организации возможность с высокой степенью надежности предсказать типы операций, которые вероятнее всего будет осуществлять клиент. Затем рекомендуется создать внутренние системы мониторинга операций для обнаружения сделок, не согласующихся с "моделью операций" клиента. Общепринятая практика для американских финансовых учреждений - ни в коем случае не вступать в деловые взаимоотношения до получения необходимых сведений о личности потенциального клиента. Если потенциальный клиент отказывается предоставить какие-либо из запрашиваемых сведений, с ним не следует устанавливать отношения. Более того, если требуемая в дальнейшем дополнительная информация не поступает, рекомендуется разорвать любые уже налаженные взаимосвязи.

Банкам следует учитывать, что обслуживая клиентов и осуществляя перечисленные в рекомендациях операции по поручениям клиентов через свои корреспондентские счета в иностранных банках, российский банк может быть напрямую вовлечен в процесс интегрирования доходов, полученных незаконным путем, в легальный денежный оборот. В связи с тем, что практически во всех ведущих странах мира существует законодательство по противодействию легализации доходов, полученных незаконным путем, российские коммерческие банки могут стать объектом судебного разбирательства со стороны иностранного государства. Нужно отметить и рекомендации Специальной финансовой комиссии по проблемам отмывания денег о необходимости разработки в каждом финансовом учреждении программы обучения сотрудников по данной проблеме.

§6. Вопросы автоматизации банковских операций.

В современном мире все большее количество банков становится ориентированным на рынок; они откликаются на изменения спроса и действия своих конкурентов. Такие банки переходят на новые технологии, основанные на применении компьютерных систем. Они привлекают специалистов, имеющих опыт работы в банковской сфере и необходимые знания и опыт в области компьютерных систем, для организации работы банковских информационных систем и максимизации эффективности электронной обработки документов, электронных платежей и автоматизации бухгалтерского учета.

Имеется ряд сфер операционной деятельности, где наиболее необходима автоматизация и применение новых технологий: работа с текущими (расчетными) счетами; бухучет. Составление ежедневного баланса;

- составление отчетов для клиентов. Формирование выписок из лицевых счетов. В случае обработки чеков - автоматическая регистрация чеков (по номеру счета или фамилии клиента), возврат чеков, микрофильмирование каждого чека до отправки его по почте клиенту и выверка каждого счета на ежедневной основе;

- составление управленческой отчетности.

Основное внимание уделяется ежедневным отчетам, которые должны быть доступны в любое время в течение дня. Среди них нужно отметить:

- предварительный баланс;

- отчет об оплате за обслуживание - сколько банк заработал за день в качестве платы за обслуживание;

- отчет об уплаченных комиссионных - сколько было уплачено комиссионных;

- отчет об открытых и закрытых счетах - перечень новых клиентских счетов и перечень счетов, которые были закрыты;

- отчет об овердрафтах - перечень счетов, по которым был допущен овердрафт, и суммы овердрафта для каждого счета;

- отчет о приостановленных или отложенных платежах - сделки, по которым клиент хочет приостановить или задержать платеж;

- отчет о фиктивных чеках - счета, по которым клиенты вносили деньги на счет после того, как были выписаны чеки при наличии практически отрицательного баланса. Целью такой операции, называемой использованием фиктивных чеков, является получение выигрыша за счет "флоута" - срока между предъявлением чека и фактическим списанием денег со счета;

- отчет о крупных суммах - сделки, выполнение которых имеет отношение к списанию крупных сумм. Это может быть связано с отмыванием денег и вопросами легитимности сделок;

- отчет об инвестиционном портфеле - учет инвестиционной деятельности банка за предыдущий день;

- отчет трастового отдела - инвестиции и комиссионные, удержанные за управление трастовыми счетами;

- отчет о срочных и сберегательных депозитах - банки, работающие со сберегательными депозитами, могут формировать ежедневный отчет для определения дохода, получаемого от этой специализированной сферы деятельности;

- отчет о кредитных карточках. Ежедневный учет деятельности по кредитным карточкам - комиссионные, счета, по которым был допущен овердрафт, и т.д.;

- отчет о кредитах предприятиям и населению - этот отчет может быть классифицирован по типам ссуд (приобретение недвижимости, персональные, обеспеченные/необеспеченные и т.д.) с необходимой детализацией для кредитных сотрудников;

- отчет службы безопасности. Это отчет о неординарных событиях - срабатывании сигналов тревоги, любые проблемы соткрыванием или закрыванием хранилищ и т.п.

Дебетовые карты и карты для банкоматов. Эта сфера высоко автоматизирована и требует особого внимания к спискам назначения карты, паролей и верификации сумм, подлежащих списанию с соответствующих счетов и т. д.

Электронные переводы - наиболее ответственная деятельность для банков с большими объемами межбанковских переводов или работающих с зарубежными банками. Любая электронная сделка должна быть выполнена за несколько секунд.

Автоматизированные клиринговые палаты - электронная система расчетов между банками, которая осуществляет клиринг чеков и других обязательств, выписанных на счета в других банках. Обслуживание пластиковых карточек международных платежных систем - ответственный участок, требования, предъявляемые здесь, довольно жесткие.

В работе валютного управления необходимо наличие современных информационных и дилинговых систем, автоматизация подготовки отчетов о валютной позиции, лимитах и т.д. Применение ЭВМ позволяет ежеминутно контролировать позиции банков в различных валютах, а также операции с отдельными банками. Определение тенденций движения курсов валют производится на основе изучения тенденций развития экономики и политики с широким применением программных средств.

Для такого направления, как работа с филиалами, необходимы: современные телекоммуникационные средства и программное обеспечение для составления ежедневных отчетов и консолидированного баланса с учетом всех филиалов;

- подготовка необходимой отчетности для предоставления в ЦБР;

- проверка на соответствие всей отчетности банка;

- аналитические и информационные программы для поддержки принятия правильных решений руководителями всех уровней.

Для осуществления автоматизации и информатизации всех этих сфер деятельности необходима тщательно разработанная программа управления информационными технологиями банка. Наиболее важным моментом является безопасность и целостность данных. Необходима четкая организация всей системы для защиты информации. Использование паролей и других методов для идентификации каждого терминала, каждого пользователя, управление доступом к информации, ведение записей обо всех производимых операциях очень важно для предотвращения несанкционированного доступа и возможных действий, связанных с хищениями или операциями по отмыванию денег. Крупные суммы денежных средств, переводящиеся со счета на счет или из одного банка в другой, должны тщательно проверяться.

Необходимо нанимать на работу честных, квалифицированных и опытных сотрудников для контроля и поиска нарушений при работе с компьютерными системами и при осуществлении электронных платежей. Желательно привлекать аудиторов, знающих современные технологии, с тем, чтобы была возможность использовать современные программные продукты для обеспечения контроля на ежедневной основе.


На содержание На список трудов На главную
Сайт управляется системой uCoz