МОТИВЫ И ОБРАЗЫ ПОЭЗИИ СВЕТЛАНЫ КЕКОВОЙ

1.В докладе представлен первый опыт анализа доминирующих мотивов саратовского поэта С. Кековой. Под термином "мотив" понимается устойчивый словообраз, закреплённый автором как идеологически акцентированное ключевое слово.

2. Все мотивы кековской поэзии могут быть отнесены к философско-символическим. Её поэтическая метафизика соотнесена в первую очередь с миром библейско-христианских представлений. Её поэзия с этой точки зрения - поэтический аналог Библии в духе аллегорий средневековой поэзии.

3.Поэзия С. Кековой в первом приближении - проекция библе-йского сюжета на Саратов. Саратов Кековой - это восточный город с библейским колоритом ("И похож на сад цветущий райский/ Город узкоглазый и китайский/весь в морщинах жёлтого песка"). "Виртуальная реальность" мифа накладывается на реальную топографию города, и Саратов превращается в Вавилон, Библос, Фивы, Иерусалим... Особенно значителен топос Жёлтой горы (Соколовая гора в Саратове?), в пространстве кековской поэзии равной биб-лейскому Синаю, где Яхве открыл Моисею десять заповедей, или (и) Голгофе. "Урбанистическая" лирика С. Кековой почти лишена реальных топосов, образ конкретного города становится мотивом города как средоточия лжи и бездуховности земной жизни.

4.Поэтический мир Кековой держат аллегорические антитезы: Творец - тварь, душа - плоть, жизнь - смерть(сон), свет - тьма, пространство - время(вечность), невинность - грехопадение, сад - ад, Бог - сатана, слово - молчание. Её "Космогония" сочетает христианские и античные мотивы: в основе мира - 4 стихии древних: вода, земля, воздух, огонь, из которых главная - вода(разумная, божественная, как у Фалеса): "Этот мир окружает меня как вода,/ а объятья Творца - оболочка плода".

Но вода в православной символике означает ещё и углубление в свой духовный мир.

5. Полюсы христианской модели мира - небо и земля. Лирическая героиня, неоромантик христианского толка, осознаёт не только разлад своих грёз с действительностью, но и собственную трагическую раздвоенность, т.к. она носит в душе своей, где борются дух и плоть ("мой дух не в силах тело побороть"), фатально несоединимые небо и землю: "И растение жизни не может достать до небес". Мотив странничества во имя познания мудрости Божьей разрешается в соответствии с евангельской традицией: лирическая героиня проходит через горнило сомнений ("Ты - Господь, но в твоей ли мы власти,/ и любая ли воля - Твоя?!"). В диалоге со Всевышним ей ничего не остаётся, как обращаться к нему без надежды на ответ.

6. Мотив сна относится к тем мотивам, в которых наиболее полно отразился романтический ирреализм поэта: жизнь есть сон, а сон - условие (инобытие) покоя, вечности:("Ангелы разлуки/ из бедной плоти вынут жало сна,/ чтобы её освободить от муки").

7.Подлинный герой поэзии Кековой - время (сб. "Песочные часы") - беспощадный Хронос язычников ("И времени бог равноду-шен./ Сей бог беспощаден - кричи не кричи"). Время дискретно (мгновенье-минута-час-век-вечность),амбивалентно:оно разрушает плоть, но и создаёт дух, память. Поэт утверждает себя во времени ("Я себя у времени краду"). Способ борьбы со временем - Слово, истинное бессмертие ("Если времени больше не будет,/ будет Слово на месте его"). В этом контексте возникает мотив соразмерности Бога - творца и человека - творца ("Я знаю: Бог - творец вещей, а не имён,/ но вещество гореть не может так, как слово").

8. Мотивы разлуки и утраты, восходящие к мифологеме "Изгнание из рая", преобладают в развёртывании любовной темы.

9. Образ поэта вбирает античный образ Орфея (Аполлона и музы - "птицы Сирин, посланницы рая/ с человеческим жалким лицом") и библейский образ пророка(реминисценции из Пушкина).

10.Мотивный анализ позволяет приблизиться к внутреннему видению поэта, к его точке зрения на мир, к центру, в котором соединяются поэтика и философия.


На список трудов На главную
Сайт управляется системой uCoz