Метрический репертуар С. Кековой
(к вопросу о стиховой культуре конца ХХ века)

Стиховая культура досоветского и советского времени ис-следована достаточно представительно, результат см. в монографиях М.Л. Гаспарова "Современный русский стих"(1974) и "Очерк истории русского стиха" (1982).Стих же последней четверти ХХ в., для которого "история ещё не наступила", изучен мало. Настоящая статья - попытка картины со-стояния русского стиха означенного периода на примере отдельной поэти-ческой системы саратовского поэта, лауреата премии им. Аполлона Гри-горьева С.В. Кековой.

Метрический репертуар поэта - не случайный набор тех или иных размеров, но система стиховых форм, образующихся под действи-ем многих факторов. Не последнюю роль среди которых играет "память жанра", в нашем случае - метра, возникающая в диалоге с предшествующей стиховой культурой. Индивидуальный поэтический стиль на уровне метро-ритмических структур выявляется через стиховедческий анализ, фикси-рующий отклонение от стиховой традиции. Исследование метрического ре-пертуара Кековой основывается на статистических данных метрического индекса, включающего 180 произведений (две поэмы - "По обе стороны имени" и "Два зеркала"), что составляет 5515 строк. Наши наблюдения но-сят предварительный характер в первую очередь потому, что на сегодняш-ний день не существует научно изданного корпуса стихотворений поэта (как, впрочем, и других поэтов конца века).Такое состояние вещей объясня-ет вопреки стиховедческой традиции наличие лишь синхронического аспек-та исследования.

Метрический репертуар нашего поэта не блещет разнооб-разием: система размеров насчитывает 30 разновидностей стиха (формаль-но-статистический подход)- для поэта ХХ в., помнящего стиховые экспери-менты Серебряного века, цифра довольно скромная. Кекова, как и боль-шинство поэтов группы "Московское время", творческую близость к кото-рой саратовский поэт осознал "после опыта", сознательно и органично ори-ентировалась на классическую метрическую культуру. Метро-ритмический консерватизм компенсируется попыткой переосмыслить "старую" силлабо-тонику тематически и стилистически. Приверженность нашего поэта метри-ческой классике может быть связана с глубинными метаструктурами текста: в каждом её стихотворении запечатлена синхронная культурная вселенная, фундаментальное непрерывное состояние мира на свёрнутом уровне. Её по-эзия чудесным образом моделирует первичный уровень реальности , суще-ствующей одновременно "здесь и теперь" ("В Тамбове сумрачном, в Сара-тове богатом", "В трёхмерном пространстве земном") и вне физического времени и пространства ("Где над бездной ада - висячий мост, На мосту по-эт, словно певчий дрозд"), где "В сияющей вечности вьётся Между нами не-зримая нить". Из попытки дать экзистенциальную интерпретацию бытия и рождается неповторимая кековская "псалмодическая" интонация "певчего дрозда". Её поэтическая культура - в высшей степени "органическая поэти-ка". Может быть, и этим объясняется её приверженность классической мет-рике, исторически запечатлевшей попытку мирового хаоса стать космосом?

Таблица 1 даёт представление о соотношении классиче-ских (Кл) и неклассических (Нкл) метров в её репертуаре. Доля Нкл состав-ляет 11% от числа текстов и стихотворных строк. Такая силлабо-тоническая "добродетельность"(Гаспаров по другому поводу) сегодня "не в моде": не-силлабо-тонический эксперимент конца ХХ в. стабилизировался на уровне Серебряного века - 20% (3).Пропорции 5 классических метров следующие: Я и Х (52,4% ямба и 7,6% хорея) вместе составляют 60% строк, на долю трёхсложников приходится 29%, ещё 11% Нкл, в основном - дольники (Д). Обращает на себя внимание отсутствие( если не игнорирование) верлибра - метрического эквивалента "современного" стиха. Сивиллианская природа дара поэта, её приверженность мифологическому письму (жанровое мышле-ние и "память жанра"духовной оды-псалма) очевидно определили преобла-дание Я четырёхстопного и в особенности- пятистопного в её метрике. Ста-рый добрый Я - ось, вокруг которой вращается стиховая планета (Л.Озеров по другому поводу) Кековой.

Коротких размеров в метрике Кековой нет: медитативно-драматические монологи-молитвы её лирической героини требуют длинного дыхания.

Я4 с его библейско-бытийным пафосом (20% строк) не относится к числу метрических фаворитов в соответствии с традицией бы-тования размера в ХХ веке (ср.: Пушкин - 55, Баратынский - 68%): И ты, дитя моё, звучанье, Моя горчайшая строка, Лишь ты узнаешь, что молчанье Хранится в безднах языка. Преобладает двучленный ритм с опорой на вто-рую и четвёртую стопы и перекрёстная рифмовка АбАб. Характерное в це-лом для ХХ в. Преобладание Я5 (35% всех строк) очевидно связано с "эле-гизацией" лирики конца века (сказал же И.Бродский о том, что в поэзии конца ХХ в. есть только один жанр- элегия!). Я5 Кековой как правило бес-цезурный с тенденцией к трёхчленному альтернирующему ритму (сильная 1,3 и 5 стопы).Вот характерное звучание её сонетного ямба: Прислушивать-ся к звёздам я устала,/ Но слышу то, что мне диктует Бог./ И мир в моей транскрипции неплох,/ Однако человеку не пристало,/ Знать, что давно ос-леп он и оглох./ Симтоматично, что в период постановки поэтического голо-са (1984 г.) была сделана попытка освободиться от оков метра, взорвать силлабо-тонику изнутри, и базой для метрического эксперимента и был из-бран Я5( для Кековой, возможно, синоним стиха как такового).Две части тетраптиха "Диалог со смертью" задают Я5-код.Но графическая строка "бе-лого" (!) ямба не равна метрической, и ритмическое чувство реципиента смущено, как смущена эмоция лирической героини, вымаливающей у смер-ти жизнь ценою любви (ср. "Девушка и смерть"): Как память ты сегодня от-пускаешь// на волю./Птичьими руками,/ и шерстью,/ и корою деревянной,/и ароматом любви,/ и тяжестью звериной/ Мы вновь сцепились,/и сквозь кожу рвётся /мой свет навстречу свету твоему.// Мерцание метрического кода, ам-бивалентная функция рифмы, не маркирующей стихоряд, а уходящей в глубь стихотворной строки или вовсе исчезающей, неопределённость гра-фического кода делают ритмическое пространство стиха гетерогенным. На метрическом уровне эксперимент по превращению гомоморфного (однород-ного) стиха в гетерогенный ( неоднородный) после сборника "Стихи о про-странстве и времени" продолжения не имел.

"Доклассический" (Гаспаров), "шестипудовый" (Шенге-ли) Я6 представлен пятью текстами типично симметричного стиха с муж-ской цезурой после № стопы, ударность которой составляет 100% ,с силь-ными 1,3,4 и 6 стопами - и в 18 в. так писал (Гаспаров) только Тредиаков-ский : Не каждому дано решить загадку Сфинкса,// Кто призван к бытию, тот должен умереть //"Стансы".

4 текста Я8 с внутренней рифмой - пассивная метрическая форма в соответствии с традицией бытования размера в ХХ в.- по сути сво-ей - сдвоенные четырёхстопники. Разнообразить ритм призвана игра клау-зул: А птицы движутся на юг разноязыким человечеством//- И нет ни памя-ти, ни мук, и нет вины перед отечеством.// И : Я там ещё, я в тех глубинах, где слово - камень и скелет,//И где в гробах, как бы в кабинах, спят мертве-цы на склоне лет.//

Я10 в метрическом контексте русской лирики остаёт-ся метрическим раритетом: даже автору "Техники стиха" Г.Шенгели лишь однажды пришлось увидеть стихотворение, сделанное этим метром, звуча-щим, как "надоедливо размеренная проза"(4). По сути, это сдвоенный Я5: Ещё как в детстве, в хижине убогой, неведомого мастера рука // Плетёт те-бе, как некий дар от Бога, не колыбель, а гроб из тростника.//

В постсоветское время стиховед констатирует катаст-рофическое падение хорея, в особенности в авангардной книжной поэзии (5), связывая его с семантическим ореолом (народность и песенность). В "книжной" лирике Кековой этот метр составляет 7,7% строк (11,5%-текстов). Х4 нашего поэта свойственна гимническая торжественность, тре-вожная смутность беспокойной мысли и чувства. Поэт отказывается от на-родно-песенной традиции и актуализирует скорбно-лирическую. Скорее всего, Кекова восприняла в семантике Х4 традицию Духовной оды 18 в., ко-гда псалмы воспринимались как песнопения и даже "ямбический" Ломоно-сов в переложении 14 псалма обратился к Х4: Господи, кто обитает // В светлом доме выше звезд.// В конце ХХ в. Кекова подхватывает: Боже пра-вых и виновных,//Накажи свою рабу.// Или Ты стоишь перед Всевыш-ним,//Ангел, слово и число.// С другой стороны, "Последний псалом" из "Коротких писем" написан Дк4.

Х5 также связан с библейской семантикой: Ангел, светом осиянный горним...//

Другая тенденция кековской силлабо-тоники - удли-нение метрической строки и появление Х8, несущего обязательную цезуру после 4 стопы. Чаще всего этот размер (как и Я8) имеет внутреннюю рифму: Как на свет явиться Божий, расточив по миру плоть,// Как же мне, расстав-шись с кожей, душу болью уколоть?//

Пропорции 3-сложников отражают увеличение их до-ли в постсоветской поэзии : вперёд вырывается Ан, далее- Амф и Д (60,32 и 8% всх трёхсложников соответственно). Тенденция к удлинению строк рас-пространяется и на эти метры. "Молодые экзотические размеры" (Гаспаров) составляют 20%.


На список трудов На главную
Сайт управляется системой uCoz