К ВОПРОСУ О КОНЦЕПТУАЛИЗМЕ

1 Пушкинская премия (1993 г.), присуждённая сразу двум поэтам, представителям "московского романтического концептуализма" (Б.Гройс), - убедительное свидетельство общественного интереса к концептуалистскому эксперименту.

2.Генезис концептуализма восходит к примитивизму обэриутов (на уровне языка) и к поп-арту (на уровне приёма).

3.Сущность концептуальной революции - провокации видится прежде всего в социальной самокритике языка, в самосознании русской поэзии. Концептуалист иронически использует культурные коды, доводя до абсурда русский миф:

Вон там вот Пушкин,/там Достоевский,/вон там вот Горький,/ там Маяковский./Вон там вот Цезарь,/вон там Чапаев./А там вот Пригов/чего копает-/А трупик, наверное, откапывает/Наш./Общий./

4. Концептуализм работает не столько с языком, сколько с безличным сознанием(Л. Рубинштейн), моделируя идеологизирован-ные архетипы советского "коллективного бессознательного".

5.Отказ от исповедальности и личности усложнил и без того непростые в лирике отношения между автором и лирическим героем. Образ автора сегодня колеблется, в пространстве концептуальной поэзии автор находится над текстом.

6.Внешние характеристики концептуалистской художественной стратегии (полистилистика, ретроспективность, ирония, карнава-льность, игра с цитатами) вытекают из гетерогенности философии постмодернизма(релятивизм, прежде всего).

7.При всём видимом "легкомыслии" концептуалистской игры со Словом (что стоит хотя бы дурацки-раёшное стихосложение того же Д. А. Пригова!) цель проекта достаточно серьёзна - дать человеку представление о свободе: "На примере искусства человек видит, что есть абсолютная свобода"(Д. А. Пригов). 8.Концептуализм, выявляя "клишеобразные, китчевые слои культуры, играет роль "санитара леса".

9.Русский концептуализм - явление неоднородное. В противо-вес Д. А. Пригову, превратившему личность поэта в концепт, схему (лирический герой - концепт Пригова - маленький человек, существующий в условиях абсурдного идеологического пространст-ва, мыслящий штампами, - отсюда имитация графоманской поэтики), Тимур Кибиров по-прежнему считает искусство если не проповедью, то исповедью. Название одной из книг Кибирова знаменательно - "Сантименты". Серьёзное, откровенно оценочное отношение к миру и литературе, "дикарская страстность", настолько способствовали популярности поэта, что А. Архангельский даже склонен считать Кибирова поэтом № 1.

10. В поэзии концептуалистов наиболее наглядна работа с "чужим словом", способы и степени отчуждения и освоения которо-го различны (цитата, перефразировка, сокращённый знак).

11.Реминисценции поэтов восходят к разным источникам: от фольклора и античности, русской, советской и постсоветской поэзии до газетных лозунгов и популярных песен (в выборе их поэты - стихийные "культурологи").

12. Функция "чужого слова" амбивалентна: с одной стороны, деструктивна - налицо десакрализация гуманистической традиции, объясняемая в известной мере несостоятельностью идеалов Большой литературы, с другой, - конструктивна, ибо имеет место попытка неохристианской утопии в традиционных образах (в случае с Киби-ровым: Но солёные уши, пермяк-простота / Из полена строгает Христа), либо утопии языковой (Д.А.Пригов,М.Айзенберг,Вс. Некрасов).

13. Амбивалентная игра концептуалистов со Словом, одновременно и профанным, и сакральным, свидетельствует о принадлежности концептуалистской Музы к русской карнавальной культуре с её видимым миру смехом и невидимыми слезами ( в случае с Т. Кибировым вполне декларируемыми: "Над дебильною мощью Госснаба/Хохотать бы мне что было сил,/Да некрасовский скорбный анапест/Носоглотку слезами забил".


На список трудов На главную
Сайт управляется системой uCoz