К ВОПРОСУ О РИТМИЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ
РУССКОГО СВОБОДНОГО СТИХА

(верлибры С. Кирсанова).
Верлибр у нас не любят
Л. Озеров
Это очень трудно - верлибр
Ю. Линник

Для стиховеда верлибр, понимаемый как " система систем" ( Б. Бухштаб - см.:1), "нулевая система" (Б. Егоров - см.:2), "минус-приём" (Ю. Лотман - см.: 3), "организованная неорганизованность" (О. Федотов - см.: 4), - уникальная маргинальная(?) форма художественной речи, позволяющая поднять проблему специфики стиха и прозы и изучение ритма художественного текста на качественно иной уровень.

Сущность процесса верлибризации видят в том, что метр в рамках стихового неомифологического сознания возвращается к праистокам, к архаическому первобытному синкретизму (А. Н. Веселовский). Суть верлибра как феномена стихотворной культуры - в его ритмической раскованности, в тотальной эмансипированности его формы на фоне предшествующей верметрической традиции.

Для культуролога верлибр - одна из множества стиховых форм ( в русской стиховой культуре периферийная и по сей день, несмотря на героические попытки Московского фестиваля верлибристов, организованного Ю.Б. Орлицким (см.: 5), объявить "время верлибра") - становится сегодня символом неомифологической верлибризированной культуры ХХ века. Понимая верлибризацию метафорически, В. П. Руднев суть её видит в том, что любая система (поэтическая, прозаическая, философская, музыкальная, архитектурная...) строится как система цитат-реминисценций к более ранним текстам (см.: 6) . Иными словами, в стиховой культуре ХХ века актуализируется стих, который отсылает ко всем другим стиховым системам.

Бытование верлибра в русской поэзии (как никакая другая форма русской стиховой культуры), отразило и специфику национального стихового ( и не только стихового) сознания и парадоксы русской истории. Освоенный Серебряным веком, провозглашённый пролетарской формой в двадцатые годы, в тридцатые объявленный советской критикой вне закона как продукт разложения буржуазного искусства, он выходит из подполья только в конце пятидесятых.

С. Кирсанов, под крылом В. Маяковского избравший путь тотального новаторства, "многократно бился" пытаясь привить русской поэзии верлибр (см.: 7), который составляет в его метрике 6% от числа всех стихотворных строк (для сравнения: у Маяковского верлибром написано одно стихотворение, 24 строки; у большинства советских поэтов верлибры, если они и были, остались метрическими раритетами). В его поэзии представлены многие виды свободного и "освобожденного" (термин А. Л. Жовтиса) стиха, среди которых - разнообразные переходные формы: нерифмованной классический и неклассический стих.

Показателен с этой точки зрения цикл 30-х годов с симптоматическим заглавием "Экстракты" ("Поэма поэтов"), в котором соседствует вольный белый ямб с амплитудой колебания от одной до восьми стоп с хореическими строками, белый вольный дольник - альтернирующий и дольниковый верлибр, по терминологии В. С. Баевского, - наконец, собственно верлибр: "Аки обре...", "Другая любовь", "Когда...", "До сих пор", "Начало войны" и "Увеличение увлечения". Последнее представляет собой стиховую конструкцию, формально состоящую из силлабо-тонических строк разного размера (своеобразная иллюстрация брюсовского понимания верлибра):

Передо мной ребро вопроса
Выбрать меньшее из зол -
мысль о тебе
Или зубную боль.
Зубную боль окаплешь мятной ваткой,
Нерв утихает отдыхать.
Зубную боль заговоришь ночною сказкой,
А мысль о тебе
Даже за чтением Дюма
И то царапается, копается в себе.

Мы не имеем возможности подробно описывать ритмообразующие факторы верлибров данного цикла: ритм названных произведений, как и других кирсановских верлибров образуется сменой мер повтора фонетических сущностей разного порядка (см.: 8).

Обратимся к верлибристской поэме "Последнее мая", которую сам поэт охарактеризовал как "вещь без рифмы, на одной интонации". Очевидно, что для Кирсанова верлибр - это безрифменная, неметрическая структура, единственное отличие которой от прозы - в стиховой интонации, являющейся следствием двойной сегментации текста. Представляется не лишенной интереса попытка анализа ритмической организации этого произведения, предпринятая с целью проверки справедливости утверждения поэта об исключительно интонационном характере его верлибра. Проанализируем фрагмент поэмы, используя структурно-синтетический метод анализа, успешно применяемый в исследованиях последних лет рядом стиховедов (А. Л. Жовтис, О. И. Овчаренко, Л. Л. Бельская ...). Этот метод позволяет выявить специфику верлибра как такового, с одной стороны, и определить то общее, что роднит верлибр с другими видами стиха, с другой.

Она и карта. 1. Она смотрела 2. на карту Испании, 3. потом на меня, 4. потом на Испанию. 5. Там был черным и красным вычерчен 6. Фронт 7. рваной дугой, с ужасной раной 8. Университетского городка. 9. - Знаешь, посмотрела она, - 10. это так похоже на мое горло. 11. (Измученный бомбежкой Мадрид, 12. где беженцы спят в сводчатой 13. глотке подвала.) 14. Вот уже четверо суток 15. ничего не глотает, 16. её отцепили молодчики ТБЦ. 17. Четверо суток 18. она не смотрит 19. ни на карту, 20. ни на меня: 21. Мне сегодня 22. очень плохо, 23. очень больно 24. (показывая на горло) 25. в Испании.

Установка на стих задается поэтом графически и реализуется средствами стиховой корреляции. Общий для всех видов стиха элемент - помимо графического задания - система соотнесений и корреспондирований параллельных рядов. Решающую роль в стихе играют вертикальные корреляции. Раскроем механизмы стиха в этом отрывке. Статистика межударных интервалов в тексте (26 из 34-х одно и двухсложные, - 76,5%, тогда как в обычной речи, по подсчетам М. Л. Гаспарова - 60% ) не позволяет констатировать определенную внутреннюю однородность стиха, очевидно организация межударных интервалов ближе к прозаической речи. Обратимся к окказиональным мерам повтора (учитываются, как правило, только корреляции рядом стоящих строк):

  1. Корреляции на уровне метра: строки 2-3-4 (Амф 2), 21-22-23 (X 2), 13-14-15-16-17 (трехсложники, в 16-ой строке четырехсложный интервал может быть рассмотрен как дольниковый).

  2. Строки, связанные по признаку равноударности: 1-2-3-4, 11-12, 17-18, 19-20, 21-22-23-24.

  3. Упорядоченность по клаузулам: 4-5, 8-9, 13-15, 17-19, 21-24.

  4. Упорядоченность по анакрузам: 1-2-3-4, 5-6-7, 9-10, 11-12, 13-14, 21-22-23, 24-25.

  5. Рифмоиды внутри строки: 7.

  6. Ассонанс: 21-22-23-24.

  7. Лексический повтор (анафоры): 3-4, 19-20, 22-23.

  8. Логико-синтаксический повтор (изосинтаксизм): 3-4, 19-20, 22-23; части смежных предложений, охватывающих строки 14-15, 17-18.

Итак, первичные для традиционного стиха ритмообразующие признаки обнаруживают некую ритмическую организацию текста: перед нами - неметрический стих: корреляционное поле ударности определяется переменной - двуударная строка (56%), одноударная (16%) и трехударная (16%)), его ритмичность качественно иная в сравнении с ритмичностью метрического стиха, ритм стихотворения строится на смене разнородных повторов - от метра до вторичных ритмообразующих признаков (клаузулы, анакрузы, переносы - 5,12, 18 строки), ведущих на определенных, как правило, небольших участках текста.

Как видим, в определении особенностей стиха своей поэмы поэт был не совсем точен как стиховед: ритм поэмы, как и в других аналогичных его произведениях, основан на смене мер повтора компонентов стиха, которые собственно и создают специфическую стиховую интонацию.

Ритмообразующие признаки в разных произведениях поэта специфичны. Так, в стихотворении "Погибоша, аки обре..." основой цепи повторений является слово- ключ "Обры", повторённое в тексте 11 раз. Этот элемент повтора в верлибрах Кирсанова имеет существенное значение: В стихотворении "Другая любовь" повторяется слово "письма" (6 раз), в "Когда..."- заглавное слово (10 раз), в "Увеличении увлечения" повторяются два слова- "мысль" и "боль" (6 и 5 раз). Изобилует кирсановский верлибр аллитерациями и ассонансами: "клевали кленовые пропеллеры", "из пепла возникшее племя", "вот коллекция наших колец: о прекрасные перстни... розоватый топаз и некроз... лазурит люизита". "раны в оправах суставов", "Он вырастил могучую чуму, полмира я чумой умучаю... Когда начну чуму, чую войну" и т. п.

Мера повтора в верлибрах нашего поэта обычно меняется в пределах нескольких строк. Особенностью верлибров в поэме "Герань, миндаль, фиалка" является то, что определённая мера повтора - метрически упорядоченные ряды (ЯВ, ХРЗ, трёхсложники) - действует на относительно больших участках текста (до 25 строк). В названном произведении есть строфоиды Х4 рифмованного. Очевидно, стих этого фрагмента может быть определён как неправильный верлибр, по терминологии А. Л. Жовтиса, являя собой по сути дела полиметрическую композицию (ПК). Метрико-статистический анализ верлибров поэта позволяет сделать следующие выводы:

  1. Амплитуда колебания числа ударений в строке (от одного до шести), слогов (от одного до восемнадцати), межударных интервалов (от нуля до восьми) свидетельствуют об определённой раскованности кирсановских верлибров.

  2. Исследование межударных интервалов показывает, что наш верлибр до некоторой степени приближается к дольнику, но процент иных форм высок- 23% .

  3. Анализ клаузул и анакруз выявляет свободную организацию стиховой каталектики по прозаическому типу и соответственно свободное анакрузирование стихотворных строк.

  4. Верлибры нашего поэта относительно короткие- средняя длина строки- 6, 5 слога. Таким образом, "закон верлибра". по которому "каждый стих, будучи построен с учётом содержания, стремится к максимальной синтаксической завершённости" (9), на материале наших верлибров, в которых часты однословные строки и переносы, не срабатывает Одно предложение в среднем приходится на 3, строки. Так, "Когда..." с синтаксической точки зрения представляет собой два предложения, одно из которых обнимает 25 строк- сложноподчинённое с девятью придаточными. Около 30% предложений - вопросительно- восклицательные конструкции, так, в "Аки обре..." из 13 предложений - 12-вопросительно- восклицательные. Как видим, верлибр Кирсанова в значительной степени экспрессивен и вряд ли может быть сведён к каталогу образов. Напротив, наш тип верлибра, характеризующийся небольшим объёмом, изображением моментального, единичного переживания (или мысли), тяготеющий к дедуктивной форме рассуждения, может быть отнесён ко второму типу верлибров (см.: 9).

  5. Анализ строфики показывает, что в корпусе кирсановского верлибра наличествуют как монострофоиды, так и полистрофоиды; среди последних заметна группа дву- и трёхстрофоидных образований, которые могут быть рассматриваемы как распавшиеся монострофоиды. Диапазон числа строк в строфоидах колеблется весьма значительно, от одной до семидесяти трёх строк.

  6. Кирсановский верлибр в соответствии с традицией современного стихосложения сочетается в рамках полиметрических композиций (ПК) с разнообразными формами русского стиха, преимущественно с асимметрическими конструкциями: вольным ямбом и хореем, вольным двусложником с переменной анакрузой, с дольником вольным, белым и рифмованным, наконец, с прозой.

Таким образом, записной новатор С. Кирсанов внёс свою лепту в разработку почти экзотического (во всяком случае - в его времена) для русской поэзии метра. Использование поэтом в верлибрах различных переходных форм имеет индивидуальный характер и придаёт кирсановскому стиху неповторимое ритмическое своеобразие. В его поэзии непроходимой границы между верлибром и верметром нет.

  1. Бухштаб Б. Об основах и типах русского стиха. В кн.: Проблемы теории литературы. - Алма-Ата, 1969. - С. 57.

  2. Егоров Б. Аксиоматическое описание русских систем стихосложения. В кн.: Искусство слова. - М., 1973. - С. 392.

  3. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. - М., 1969. - С. 120 - 121.

  4. Федотов О. И. Между стихом и прозой. В кн.: Основы русского стихосложения. - М., 1997. - С.288 - 297.

  5. Орлицкий ю. Б. Русский верлибр: мифы и мнения //Арион. Журнал поэзии. - 1995. № 3. - С. 85 - 92.

  6. Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. - М., 1997. - С. 62 - 64.

  7. Минералов Ю. И. Поэзия. Поэтика. Поэт. - М., 1984. - С. 144.

  8. Жовтис А. Л. Границы свободного стиха //Вопросы литературы. - 1966. - №. 5.

  9. Орлицкий Ю.Б. О природе русского свободного стиха.//Русское стихосложение. Традиции и проблемы развития. М., 1985, С.321.


На список трудов На главную
Сайт управляется системой uCoz