А.Ф. Лосев о музыке как об опыте «чистого» постижения мира
В 90-х годах была опубликована рукопись
А.Ф. Лосева “Строение художественного мироощущения” (1915-16 гг.), где
намечаются подступы к теме познания мира средствами музыкального искусства -
темы сквозной для всего творчества Лосева. Сохранившаяся машинопись обрывается,
но уже найденная часть работы весьма интересна для исследования становления
эстетического учения философа, синтеза в его творчестве религиозно-философского,
экзистенциального и теоретического знания.
Художественное познание жизни и мира,
утверждает в своём труде А.Ф. Лосев, в своей внутренней структуре одинаково со
всеми иными видами познания. Человеческая психика континуальна - здесь мы
находим целую лестницу переживаний, в основе которых лежит “отношение познаваемого
и познающего”, которое в нашем восприятии слито в одно онтологическое
целое. Отсюда, несмотря на эмпирически раздельное наше восприятие
внешнего мира и сознания, “где-то глубине должна крыться точка
интимного соприкосновения”, которую мы
вправе назвать “чистым опытом”. То же и в области эстетического
созерцания, где мы видим непрерывную градацию единого бытия - от
бесформенного чистого опыта к оформленному единству структурных его образований
[1,10].
Эта непрерывная творческая текучесть
бытия (как и неоформленное познавательное его качество) и лежит, по Лосеву,
в основе всех состояний искусства. И такое не тронутое мыслью бытие несёт в
себе печать начинающегося преображения косной материи,
представляемой в искусстве как нечто спасенное, как форма
истинной красоты. Однако эта основа искусства являет собою противоречие: указывая
на глубинный смысл предметов, “она не называет этих предметов”,
“она ещё не вполне восприняла в себя Логос”. Это трагизм человеческого и мирового бытия, и без существенной
организации этого мятущегося (“злого”) бытия невозможна никакая
организация собственно знания как “прекрасной и бессмертной формы и воплощения духа”. На основе этого
первичного бытия искусство и порождает свои структуры и образования, “черпая
последние из того предвидения Логоса будущих времён, искаженного в
настоящем плане до степени инертной материи”. Отсюда глубинная (психологическая
и философская) классификация искусств только и возможна при учёте этого
понятия чистого опыта и вытекающих из него структур [1,11].
Традиционное разделение искусства есть
лишь разделение искусства по роду (содержанию) материала, однако, по Лосеву,
искусство как познание должно опираться главным образом на степень его оформления.
Учёный выделяет два вида художественных
структур: связанных с художественным мироощущением, базирующимся на чистом
художественном опыте (то есть лишенном образований мысли и всяких структурных
форм) и на мироощущении, характеризуемом известным накоплением структур
на основе этого чистого опыта. К первому виду искусств мы должны отнести
прежде всего чистую музыку лишенную всякой изобразительности и
не вызывающую никаких обязательных бытийственных ассоциаций. Ко второму виду
(вместе с иными искусствами) мы должны отнести программную
музыку. Ту же “вивисекцию”, отметим,
совершает Лосев и с поэзией, подчеркивая, что есть в ней целый ряд
лирических произведений, лишенных всякой образности, в которых весьма
сильна линия выразительности, при полном отсутствии изобразительности
[1,12].
Таким образом, по Лосеву, в изначальном
плане искусство преображает бытие в его чистом (ещё в мыслеобразном) плане,
и отсюда в нём наличествует два мироощущения: (чисто) музыкальное
и образное. Что же такое
(чисто)музыкальный опыт? Это есть сама творческая текучесть, вся
динамика внутренних состояний
человека: психическая и музыкальная адекватность, по мнению ученого,
онтологически адекватны. В психике нет “предметов” (состояний), но она всегда
есть “поток” (Здесь ученый ссылается на Джемса, хотя, как
представляется, эта идейная платформа восходит к Ницше и Шопенгауэру). То же,
по его мнению, и в музыке: здесь нет отдельных тонов. Суть
музыки - в её непрерывной текучести,
она живёт исключительно в “том истинном времени, которое ощущается нами во внутреннем
опыте как совершенно неоднородное и творческое, вопреки однородности и
инертности овеществленного времени пространственного мира (т.е., времени,
измеряемого по солнцу)” [1,14]. Музыка из всех искусств наиболее ярко выражает
сущность сокровенной жизни человека, а следовательно, жизни вообще, “поскольку
самонаблюдение является вообще единственным источником познания глубин бытия”.
Музыка приводит в вибрацию душу человека, вызывая в её организме тайные и
глубокие волнения. Образные же искусства ставят между человеком и познаваемым
образ, то есть известную структуру сознания, и через эту структуру душа
и чувствует бытие. Здесь очевидны признаки “логического статитизма, взамен
музыкального, творческого динамизма” [1,15].
С эпистемологической точки зрения этот
чистый музыкальный опыт для философа есть полный хаос и полное бесформенное
множество. “Это есть познание смысла, сущности вещей, здесь нет ещё самих
предметов” - на подобный опыт не могут притязать в той же степени ни наука, ни
философия, которые в своей теории познания могут выражать лишь мир материально
оформленных процессов. Чистый опыт,
конечно же, тоже как-то оформлен, но эта оформленность не познавательная, но экзистенциальная.
Именно эту оформленность всякого искусства (принцип личной актуальности
в эстетическом переживании) Лосев и считает нужным положить в основу своей
классификации искусств и художественного переживания.
А.Ф. Лосев, говоря о специфике
трагического в искусстве, отмечает, что “из всех искусств музыка наиболее
сродни трагизму и что она выражает его наиболее ярко” [1,26]. Трагизм
есть, прежде всего, мироощущение, которое фиксирует как “общую, мировую,
лежащую во всем видимом и слышимом, жизнь” (глубинная основа которой ощущается
хаотичной и кошмарной), так и “человеческую личность, связанную
наиболее интимными корнями с этой мировой жизнью, однако несущую в себе principium individuations”. Но во всяком трагическом мироощущении дан еще и третий, прикровенный
план. Это план преображенной жизни. Трагическая личность,
возвышаясь в этом преображении до космических граней, в то же время переживает
ограниченность нашего видимого мира
[1,24].
Этому переживанию соответствует
музыкальное мироощущение, которое есть
“ощущение текучести непрерывного потока бытия” и, в то же время, “познание
чистого качества предметов, познание того общего материала, из которого они
создаются” [1,27]. Отсюда и различие между переживаниями радости, любви, горя
и т.п., которые составляют обыденную жизнь, и чистой
музыкой как откровением.
“Музыка открывает глубочайшую и захватывающую сущность там, где раньше,
казалось бы, царила всё та же прискучившая и монотонная обыденность... только в
музыке, становясь лицом к жизни, мы видим всю нашу обыденную склонность к
абстракции и видим, как всё простое и ясное в переживаниях связано
глубочайшими мистическими корнями с Мировой Душой, бьющейся в каждой маленькой
человеческой личности”. По Лосеву, можно говорить о прямой зависимости трагедии
от музыки - “трагедия произошла из духа музыки, ибо настоящая музыка состоит из
элементов духа” [1, 29].
В работах советского периода А.Ф.
Лосев, продолжая исследования природы музыкального как “искусства времени,
которое в своей основе есть становление”[2, 325], синтезирует
ранее выдвинутый им принцип личной актуальности в эстетическом
переживании в рамках более широкой культурно-исторической типологии
музыкальных форм, дополняя его принципом социально-исторического развития
музыки [2, 335]. Однако образ преображения и спасения “мирового
бытия” в рамках (чисто-)музыкального
переживания навсегда остаётся в эстетических работах философа.
1. Лосев А.Ф. Строение художественного
произведения//Начала, - 1993. - № 2 - С. 8 - 31.
2. Лосев А.Ф. Основной вопрос философии
музыки//Философия. Мифология. Культура. - 1991. - С. 315 - 336.
Разум и культура/Сборник научных трудов. – Саратов:
Изд-во СГУ, 2001. – 75 – 78.