А.Ф. Лосев о природе переживания
в музыке
В середине 90-х годов была опубликована рукопись
А.Ф. Лосева «Строение художественного мироощущения» (1915-16 гг.),
обнаруженная в архивах уже после смерти ученого. В этой, чуть ли не первой научной
работе известного русского философа, намечаются подступы к теме познания мира
средствами музыкального искусства, которая во многом является сквозной для
всего творчества А.Ф. Лосева. К сожалению сохранившая машинопись обрывается и
весьма трудно утверждать - была ли рукопись
была незакончена, либо концовка работы утеряна. Однако уже имеющая часть
работы, представляет несомненный интерес для исследования как особенностей
становления эстетического учения А.Ф. Лосева, так и ряда эпистемологических
проблем музыкального творчества.
Художественное
познание жизни и мира, утверждает в своём труде А.Ф. Лосев, в своей внутренней
структуре одинаково со всеми иными видами познания. Человеческая психика
континуальна - здесь мы находим целую лестницу переживаний, в основе которых
лежат «отношение познаваемого и познающего», которое в нашем восприятии слито в
одно онтологическое
целое. Отсюда, несмотря на то, что эмпирически внешний мир и сознание
воспринимаются как абсолютно раздельное, философ убежден, что «где-то глубине
должна крыться точка интимного
соприкосновения», которую эпистемологически мы вправе назвать «чистым
опытом». То же можно утверждать и в области
эстетического созерцания, где мы видим всё ту же непрерывную градацию - от
бесформенного чистого опыта к оформленному единству структурных его
образований [1,10].
Отсюда
Лосевым делается тот вывод, что в основе всех состояний искусства, как и всех
их видов, лежит некое «первичное бытие, характеризуемое 1) как непрерывная
творческая текучесть и 2) как чистое познавательное неоформленное качество или
смысл». Это нетронутое мыслью бытие носит в себе печать начинающегося
преображения, которое свершается в форме косной материи и в истинную форму
красоты. Ничто так не важно для искусства, как эта материя, подчеркивает
ученый, но эта материя представляется в искусстве как нечто преображенное
и спасенное,
как нечто чуть ли не религиозное. При всём этом, однако, первичная основа искусства
являет, по Лосеву, собою величайшее трагическое противоречие: «указывая на
сущность предметов и глубинный их смысл, она не называет этих
предметов, не выделяет их, она - бессловесна, она ещё не вполне восприняла в
себя Логос». Но это не есть трагизм человеческого знания, но трагизм
человеческого и мирового бытия, без существенной организации этого
разъединённого и мятущегося («злого») бытия невозможна никакая организация
собственно знания как «прекрасной и бессмертной формы и воплощения духа». На основе этого первичного бытия искусство и
порождает свои структуры и образования, «черпая последние из того предвидения
Логоса будущих времён, искаженного в настоящем плане до степени инертной
материи». Отсюда глубинная (психологическая и философская) классификация
искусств только и возможна при учёте этого понятия чистого опыта и вытекающих
из него структур [1,11].
Традиционному
«содержательному» разделению искусства с как делению искусства на те или иные
роды по «техническому» критерию (слова, звук, цвет и т.п.) философ
противопоставляет разделение искусств с глубинно-психологической точки
зрения. Такой подход предполагает выделение прежде всего двух основных
категорий: того художественного мироощущения, которое базируется на чистом
художественном опыте (то есть лишенном образований мысли и всяких структурных
форм) и того мироощущения, характеризуемом известным накоплением структур
на основе этого чистого опыта. Отсюда к первому виду искусств мы должны отнести
чистую
музыку лишенную всякой
изобразительности и совершенно не вызывающую никаких обязательных
бытийственных ассоциаций (Y симфония Глазунова,
концерты для скрипки Бетховена, Чайковского, IV соната Скрябина и т.д.). Ко
второму разряду (вместе с иными искусствами) мы должны отнести произведения программной
музыки, начиная с таких синтезов поэтического слова и звука, как романсы
Чайковского и Рахманинова, кончая такой изобразительной музыкой, как
«Шехерезада» Римского-Корсакова и др.).
То же Лосев утверждает о поэзии, подчеркивая, что есть в ней целый ряд
лирических произведений, лишенных всякой образности, в которых сильна выразительность,
при полном отсутствии изобразительности. Неслучайно мы
часто говорим о музыкальности подобных произведений - содержание их относится к
мелодии [1,12].
Таким
образом, по Лосеву, в изначальном плане искусство преображает бытие ещё в его
чистом и бесформенном (в его мыслеобразном) плане, и в искусстве наличествует
два мироощущения: музыкальное (то есть чисто-музыкальное) и образное. Что же такое
(чисто-) музыкальный опыт? Для философа это есть сама творческая текучесть
сознания, всей нашей психической жизни, сам динамизм всех внутренних состояний человека: психическая и музыкальная
адекватность, по мнению ученого, онтологически адекватны. В психике нет
«предметов» (состояний), но она всегда есть «поток» (Здесь ученый
ссылается на Джемса, хотя, как представляется, эта идейная платформа восходит
к Ницше и Шопенгауэру). То же и в музыке: здесь нет отдельных тонов.
Выделение тонов в музыке - это акт её технического субстантирования, но суть
музыки в её непрерывной текучести, она
живёт исключительно во времени, «притом именно в том истинном времени,
которое ощущается нами во внутреннем опыте как соврешенено неоднородное и
творческое, вопреки однородности и инертности овеществленного времени
пространственного мира (то есть, времени, измеряемого по солнцу)» [1,14].
Музыка из всех искусств наиболее ярко выражает сущность внутренней и
сокровенной жизни человека, а следовательно, жизни вообще, «поскольку
самонаблюдение является вообще единственным источником познания глубин бытия».
Музыка приводит в вибрацию саму душу человека, вызывая в её организме тайные и
глубокие волнения. Образные же искусства ставит между человеком и познаваемым
явлением образ, то есть известную структуру сознания и через эту структуру душа
и чувствует бытие. Здесь очевидны признаки «логического статитизма, взаимен
музыкального, творческого динамизма» [1,15].
Что же
представляет собою этот чистый музыкальный опты для Лосева с эпистемологической
точки зрения? Это полный хаос и полное бесформенное множество. «Чистая музыка
изображает только чистое качество, чистую сущность вещей, но никак не сами
вещи. Это есть познание смысла, сущности вещей, здесь нет ещё самих
предметов» - на подобный опыт не могут
притязать в той же степени ни наука, ни философия, которые в своей теории
познания могут выражать лишь мир материально оформленных процессов. Чистый опыт конечно же, тоже как то оформлен, ему
свойственны различные степени единства и раздельности. Но эта оформленность не
познавательная, но экзитенциальная. Именно эту экзистенциальную оформленность
всякого вида искусств (принцип личной актуальности в эстетическом
переживании) Лосев и считает нужным положить в основу своей классификации
искусств и художественного переживания. Но это - тема более специального
исследования. Здесь же мы ограничимся обращением к этому принципу лишь в
контексте исследования А.Ф. Лосевым специфики
(чисто-) музыкального переживания.
Во втором
разделе работы А.Ф. Лосев, раскрывая природу трагического в искусстве,
отмечает, что «из всех искусств музыка наиболее сродни трагизму и она выражает
его наиболее ярко» [1,26]. Трагизм есть, прежде всего, мироощущение, которое
фиксирует два главных плана бытия: «общую, мировую, лежащую во всем видимом и
слышимом жизнь, глубинная основа которой ощущается хаотичной и кошмарной, и человеческую
личность, связанную своими наиболее интимными корнями с этой мировой
жизнью, однако по существу своему нечто представляющую нечто несущее в себе principium individuations». Эти два плана даны прямо и непосредственно.
Но во всяком трагическом мироощущении дан еще и третий, прикровенный план. Это
план преображенной,
воскресшей жизни. Трагическая личность,
возвышаясь в этом преображении до космических граней, в то же время переживает
ограниченность нашего видимого мира как непрочного покрывала темных сторон
мирового бытия [1,24].
И этому
переживанию наиболее адекватно соответствует музыкальное мироощущение,
которое «есть ощущение текучести,
процессуальности, непрерывного потока бытия и, с другой стороны, есть познание
чистого качества предметов, познание того общего материала, из которого они создаётся»
[1,27]. Нужно видеть различие между обыкновенными переживаниями радости, любви,
горя и т.п., которые составляют обыденную жизнь и чисто
художественными, музыкальными настроениями, музыкой как откровением. «Музыка открывает глубочайшую и захватывающую сущность
там, где раньше, казалось бы, царила всё та же прискучившая и монотонная
обыденность... только в музыке, становясь лицом к жизни, мы видим всю нашу
обыденную склонность к абстракции и видим, как всё простое и ясное в
переживаниях связано глубочайшими мистическими корнями с Мировой Душой,
бьющейся в каждой маленькой человеческой личности». Непрерывный поток бытия в
соединении с его чистой качественностью и допредметностью есть с
пространственно-временной точки зрения величайший хаос. Достаточно только,
считает Лосев, чтобы эта сплошная масса бытия вошла в душу, чтобы это начало
хаоса поселилось в сознании - и душа сдвинулась и понеслась и музыка явила нам
свой подлинный трагический лик. Здесь можно говорить о прямой зависимости
трагедии от музыки - «трагедия произошла из духа музыки, ибо настоящая музыка
состоит из элементов духа» [1, 29].
К сожалению,
на этом рукопись обрывается, и только из последующих работ А.Ф. Лосева мы
узнаем дальнейшее развитие этой темы. В работе «Основной вопрос философии
музыки», ученый, подчеркивая и принцип социально-исторического развития музыки
и принцип её культурно-исторической типологии, возвращается к идее личностной
актуальности в переживании музыки, возвращаясь к выявлению того, что музыка,
как временное искусство, в своей последней основе связано с феноменом становления
бытия и переживанием этого процесса в сознании. «Редко какое искусство, как
чистая музыка, обладает средствами передавать эту безобразную стихию жизни, то
есть её чистое становление... А где, кроме музыки, можно найти искусство,
которое говорило бы нам не о самих предметах, но именно об их возникновении, их
расцвете и гибели? Если мы поймём, что музыкальный феномен есть не что иное,
как сама эта процессуальность жизни, то сделается понятной та необычность
волнения, которая доставляется музыкой, и её максимальная интимная
переживаемость, которая в других искусствах заслоняется неподвижными формами, а
ведь жизнь как раз и не есть какая-нибудь неподвижность» [3, 325].
Диалог культур: XXI век. – Балашов: Изд-во БГПИ, 2001. – С. 142 –
146.