А. А. Виноградова, О. Н.
Виноградов
К ВОПРОСУ О СУБСТАНЦИИ И СУБСТРАТЕ
"МУЗЫКАЛЬНОГО".
Уже многие лета существует твердое убеждение (иллюзия?),
что музыка по своей сути есть язык, который можно и нужно понимать. Такой
подход предполагает возможность читать не обращённую к нам "музыкальную
речь" из иных культур и времён. На этом пути мы — вольно или невольно —
обманываем себя и в том, что музыка — это речь, и в том, что мы способны её
адекватно понимать. Даже Б. Асафьев, опиравшийся, в целом, на интонационный
подход не избежал того взгляда, что музыка есть ответвление из того же корня,
что и вербальный язык (см.: 1, 260 — 266).
Но, выступая, как форма коммуникации, музыка далека от речевых функций вербального языка. "Музыка, — совершенно верно замечает И. Земцовский, — ни на что не похожа, ни с чем не сравнима" (2, 84), и это, возможно, пусть и выраженное апофатически, самое коренное её свойство. В тех иных своих контекстах, этнических традициях музыка может выказать большую или меньшую связь то с речью, то с плачем, то с пением птиц и т. п. , но в своей универсальности музыка несопоставима, непереводима, незаменима. Тем более это относится к музыку инструментальной, "чистой музыке".
Другое дело, что музыка, как и всё живое обладает
языковостыо. Но языковость — это не свойство языка или речи, но категория человеческого
присутствия, восприятия. Это характеристика общения, коммуникативности, где
человеческий язык (речь — А. В., О. В.), выступает лишь моментом завершения
этой "универсальной языковости" (3, 145).
Б. Л. Яворский, Б. В. Асафьев понимали содержательно развёртываемое
музыкальное общение как "звуковоспроизведение мыслимого", как интонирование
(см.: 1, 264). Для них интонация (интонирование) выступало как специфический
вид человеческого мышления, в котором совпадало "музыкальное" и
"социальное". Она всегда конкретно — содержательна (т. е. этнична,
функциональна, контекстуальна). Музыкальная интонация несёт информацию о
слитном с "музыкальным - социальном" — но своими, чисто музыкальными средствами.
В последнее время музыковедение в фокусе своего изучения нередко
выставляло не музыкальный феномен и его создателя, а музыкальную культуру как
таковую, национальную музыкальную культуру. Но для настоящей музыки не существует
культуры вне мышления, а музыкальное мышление есть продукт индивида, человека музицирующего
(2, 85). Если понимать "социальное" достаточно тонко, становится
ясным, что социальная семантика, детерминация и реализация музыки и т. п.
отражает глубинное единство культуры и мышления, а интонация как общение
включено в неразрывную нить культуры — мышления — деятельности. В интонации как
мышлении концентрируется человек музицирующий. И хотя сущность музыкального
произведения всегда национально — конкретна, оно собственно национальным
никогда не исчерпывается, что и превращает искусство в страницу всемирной истории.
"С тех самых пор, как существует... мировая история, существует и одна простая закономерность: реальная культура, человеческая духовность не исчерпываются и не могут быть ограничены тем этническим материалом, в котором они выполняются. Любая социальная или национальная общность, как бы она ни была велика, даже если бы она была единственной, всё равно остаётся частностью, отдельностью, а не универсальностью. А личностные начала "зацеплены" именно на универсальное, поэтому они и являются условиями нормального существования, полноценного и живого функционирования национального характера" (4, 22). Эта глубочайшая мысль (имеющая отношение не только к собственно музыке) из предсмертного интервью философа М. Мамарпдашвнили позволяют нам лучше осознать ключевую роль человеческой личности и в диалектике музыкального искусства, как и в диалектике национального — универсального...
Человек продуцирующий/воспринимающий музыку — это человек,
обладающий особым, невербальным типом мышления. Характерная черта этого мышления
— умение мыслить интонациями, видеть "невидимую часть" музыки, её субстанцию.
Но это субстанция музыки требует своего субстрата, той или иной формы
материализации, музыкальной артикуляции. Последняя в чисто исполнительном контексте
может выглядеть как мануальная, телесно — пластическая, как речевая и т.п.
Артиккуляция — явь данного интонирования в некотором контексте, его конкретно —
художественная, интерпретаторски — осмысленная реализация.
Но материализуется ли артикулированием
вся сущность музыкального? Способна ли любая музыкальная форма передать то или иное
музыкальное содержание? Философы учат нас , что явление никогда не может
перекрыть всю сущность процесса. Это ставит проблему "соучастия" в
артикулировании, диалога продуцирования и восприятия музыкального феномена. Как
и проблему уникальности каждого опредмеченного музыкального образа, как
неповторимого единства музыкального, немузыкального, орудийного и
аксиоматического, знакового и ценностного и т. п. «Сама по себе интересна проблема типологии
артикуляторной коммуникативности (тем более, в разного рода музыкальных культурах).
Именно здесь можно обнаружить своеобразную языковость музыки. Но в центре
музыкального искусства стоит человек музицирующий, субстанцию жизнедеятельности
которого (интонирование) нельзя подменять теми или иными её субстратными
формами (видами артикуляции).
1.
Астафьев Б. С. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971;
2.
Земцовский И. И. Интонирование как мышление. Homo Vusicans //
Българско музикознание. София, 1988;
3.
Афоризмы де Николаса//Вопросы философии. 1989. №6;
Мамардашвили М. К. Называть вещи своими именами//3нание — сила.
1990. № 12.
Весы. Альманах
гуманитарных кафедр Бф СГУ. – 1998. - № 6. –
С. 49 – 52.