Виноградова А.А., Догалаков А. Г.
Мистический опыт - особое состояние нашего бытия. Это связано
не только с содержанием тех тайн, которые нас окружают, но и с особой их
ролью в нашей жизни. История свидетельствует
что каждая эпоха находила и создавала
свои тайны, вырабатывая свое к ним отношение. Нас здесь интересует тот
аспект темы, когда тайна, мистическое существует как некоторый результат
«расщепляющегося» генезиса и взаимодействия двух основных функций сознания
- знания и переживания, приобретающих в этом процессе своё специфическое
содержание..
Само возникновение
мистического означает, что человек начинает преодолевать хаос архаического бытия. Упорядочивание
этого хаоса было наиболее оптимальным для той эпохи через уподобление его с миром
сакральным, постигаемым через «истины откровения». Символическим (и в
то же время инструментальным) преодолением границы сакрального и профанного
выступали «обряды перехода», ритуалы, предполагающие не только психофизиологическое
действо, но и мировоззренческую позицию, выступая, в то же время,
определенной основой зарождающихся этнокультурных традиций. С появлением
христианства прежний непреодолимый зазор между миром божественным и миром
человеческим преодолевается образом
Бога-сына человеческого. Отсюда со средних веков очевиден рост явной мистериальности
земного
мира,
что выражается, как отмечает В.М. Найдыш, и в существовании множества проистекающих
в земной истории тайн - чудотворного,
чудесного, магического.
Внушая страх и трепет они
актуализировали ожидание «откровений», чуму ничуть не мешал рост образованности
и общей культуры. В самом деле, попробуйте догмату о Святой Троице придать вид
эмпирической очевидности или логической доказательности - ничего здесь, кроме
атеизма, не получится. Но верующему каноническая
формула дает понятие-символ, направляя
по точному смысловому адресу. А это значит, что истины, выражаемые этими символами доступны, тайна «знается»! Неявный парадокс
христианской мистики состоит в том, что если в древних мистериях мистическое и
эзотерическое было мало расчленено, то
в христианстве (по мере того, как из мистического «выпаривается» оккультно-эзотерическое
знание) тайна становится не тождественна этническому или профессиональному
секрету. Она превращается в явь, получая соборную сообщаемость
своих смыслов. Таким образом, знание некоторых секретов совсем не то, что посвященность
в тайну.
Действительно, «нераздельное и неслиянное» бытие Троицы, с
одной стороны есть величайшая тайна. И
как такое знание, она отличается от секрета, загадки, проблемы тем, что является неразрешимой не по недостатку наших знаний,
но по собственной природе. Но, с другой стороны, тайна является тому, кто исповедует её. Это
противоречие тайны отмечали ещё Отцы Церкви:
«Бог выше не только знания, но и непознаваемости, как и Его проявление
поистине тоже сокровенно». Это же имел в виду Фома Аквинский, когда писал,
что есть разница между тем, когда не знают, на что надеяться, и когда знают,
что то, на что надеются, - непостижимо. Непостижимо, но известно! Как в
принципе непостижим любой «мистический опыт», но
тот кто его на себе испытал, тому-то он известен!
Отметим, однако, что этот парадокс «явленности тайного» не только
атрибут мистики, он характерен для многих духовного опыта. Говоря о «тайне
музыки», мы просто отмечаем, что не знаем, «о чём она». Но она нам даётся - уже
одной интонацией. И любые заумные интерпретации того, что мы просто
слышим, не дают полноты того смысла, какой даёт нам сама интонационная
явь. Нами, опираясь на исследования Б.В. Асафьева и Б.Л. Яворского, проведен специальный анализ мистичеческой
языковости музыки как «звуковоспроизведение мыслимого», где под
музыкальным мышлением понимается интонирование, в котором раскрывается диалектическое
единство «музыкального» и «социального», рационального и иррационального.
о субстанции и субстрате
музыкального. В виде тезисного вывода здесь можно сказать, что человек
продуцирующий/воспринимающий музыку - это человек, обладающий особым, невербальным
типом мышления. Характерная черта этого мышления - умение мыслить интонациями,
видеть «невидимую» часть музыки, её субстанцию. Но эта субстанция требует
своего субстрата, той или иной формы материализации, музыкальной артикуляции.
Последняя в чисто исполнительном контексте может выглядеть как мануальная,
телесно-пластическая, как речевая и т.п. Артикуляция - это явь данного интонирования
как иррационального проекта, его интерпрета-торски-осмысленная реализация.
Что же касается поэтической
речи, то и здесь - через обиходно известные значения - пробивает дорогу некий тайный смысл. И речь
здесь идет не о стихах, где слово «тайна» прилагают к некоему «подтексту»
(там - как в акростихе - скрывается
лишь некоторый секрет). Речь о том, что тайна присуща поэзии не
«взаимен», но сверх её буквального смысла ( существуя не сверх явного в стихе!)
Мы ведь откуда-то знаем, в чём «истинный» смысл стиха, не совпадающий
с буквальным. Мало того, мы даже полагаем некоторую смысловую норму, по
которой устанавливаем несовпадение буквального и содержательного. Как верно
отмечает Б. М. Цейтлин, «мы знаем, с чем не совпадает буквальный смысл. Но это
убеждение и это знание нам ведь даёт само же стихотворение». Даёт своею
собственной речевою явью. Его «истинный» смысл
кроется в том, что непосредственно
слышно.
Таким образом, для тайны
модус явного так же нормативен, как и модус скрытого. В самом деле,
ведь явление представляется нам таинственным лишь в той мере, в какой нам явственна
его реальность. Но наша повседневная практика
дает привычный «синодик» знаний о всех явлениях нашего мира, который и
задает позицию этого явления в системе координат. А тайна как раз и состоит в
нестыковке наших банальных суждений о мире с его «самосказующим присутствием».
Об этом писал Л. Витгенштейн : «В самом деле, существует невысказываемое. Оно показывает себя, это - мистическое». «Непостижимое существо
реальности, - отмечал С. Франк, -
открывается лишь тем, кто... умеют держать свои глаза открытыми». Можно
сказать, что парадокс мистического возникает от неразличения модусов постижимости.. Для
повседневности «понятным» является то, что имеет либо наглядность, либо доказательность.
Но тайна мира постигается в иных модусах познания:. «держать глаза открытыми»
- это значит быть готовыми к постижению мира не только в привычных модусах
познания, но и в тех, неведомых, которые явления мира сами нам предлагают.
«Непостижимое постигается через постижение его непостижимости» (С. Франк).
Мистическое, как становится
понятно современной науке, имеет бинарную структуру, распадаясь на
ценностно-аффективный (переживание тайны) и когнитивные
смыслы (мистическое образы). Эти образы не рационализуются нашим
сознанием, но так или иначе могут свидетельствовать об этом мире, влияя на
его существование, выражаясь, при этом, в форме аффектов и
переживаний. Мистическое вырастает из
непосредственного ощущения бытия, лежащего за пределами чувственного опыта индивида, из экстремальных форм человеческих переживаний,
гипостазирующих факт отсутствия доказательных средств познания. Для людей
с преобладанием такой формы мировосприятия
характерно некое «вселенское чувство», позволяющее ему входить в иные
«трансцендентальные» реальности, ощущать
«сверхъестественное» чувство единства с другими людьми, с природой и
всем миром, переходящее подчас в чувство преодоления пространства и времени,
парения над действительностью и ее историей и т.п. Надо признать, что такие
чувства не только возникают как уникальное свойство той или иной личности,
но и тиражируются в наше время уже в массовом порядке, удивляя разве что ветеранов
советской психологии. Именно эта форма
познания дает возможность человеку
через аффекты гармонизировать свои
отношения с внешним миром, произвести через обнаружение метапотребностей
самоактуализацию своего личностного «Я», помогая тем самым обновлению души,
развитию «внутреннего» опыта, формированию
глубинных духовных потенциалов, умению управлять миром желательных (в том числе
и «мистических») состояний.
Но любая человеческая
тайна (как таковая существуя лишь в опыте субъекта) включает в себя элемент
«воления»: от «переживания» её человек стремится к её изживанию, преодолению.
Правда, «торной дороги» от тайны к проблеме нет и едва ли будет. Тайна - принципиально не интерпретируемая
форма духа, она не может полностью воспроизвестись структурами наличного
мышления, разрешаясь чаще всего не на научном, но на культурологическом (эстеическом,
нравственном, религиозном) уровне взаимоотношения человека с миром.
Повседневность также несёт в себе момент таинственности, что вытекает из непредсказуемости нашей
жизни. Все ли наши цели воплощаются в жизнь? Непредсказуемость нашей жизни
(связанная в общем виде с неповторимостью ситуаций, в которых мы оказываемся и
действий, которые мы по этому поводу предпринимаем) есть не что иное, как игра
мира с человеком. «Бог с человеком, - однако же -
играет в кости». Отсюда мистическое в нашей жизни так или иначе
порождает чувство иррациональной причастности нас к метафизическим граням
бытия, и утрата (или игнорирование) этих мистических тайн только лишает
человека некоторых неповторимых смыслов - которые вовсе не обязательно
разрешать. Достаточно их знать.
Таким образом
современность вовсе не уничтожает
мистического .Оно просто модифицируется: «сакральное» знание распадается на тайны
природы
(изучаемые жрецами естественных наук), и мир чудес, которые в нашей жизни всё более происходят «самотеком», определяющимся,
главным образом, потребностью людей
как-то компенсировать «сверхрационализм» современной жизни. Борьба с мистицизмом
(как с самодовлеющим способом объяснения мира) не должна нам мешать
использованию природы мистического - как в познании, так и в жизнедеятельности.
Так же важно воспитывать в человеке чувство тайны. Уже с детства личность
сталкивается с некоторыми «тайными узлами» своего бытия (любовь, смерть
судьба, власть и т. п.), в которых сконцентрирована непредсказуемость бытия
и результатов человеческого действия в нём. Стык рациональных и
иррациональных, «сакральных» и земных моментов бытия и формирует тайны духа,
неповторимость человеческой личности и в то же время потенциал абсолютности
его духовных ценностей. Когда же, например,
в результате навязывания нашему
обществу процессов «ускоренной модернизации» происходит обвальная девальвация
общественных и личных ценностей, «сакрального» мира российской истории, то
стоит ли удивляться, что же любовь и близость «рационализируются» до секса,
смерть близких людей - до проблемы наследования жилплощади, а «сакральный»
характер власти «развенчивается»
разнузданными СМИ - причем по причинам сугубо меркантильным. Так на наших
глазах формируется поколение, для которого не только нет тайн, но вообще
«ноу проблемс». Диалектика знания и духа здесь выражается в том, что, как говорил А. Н. Леонтьев,
«избыток информации приводит к оскудению души».
Авторы:
Виноградова Анастасия Александровна, ассистент кафедры истории
и теории музыка Саратовской государственной консерватории.
Догалаков Александр Галиевич, кандидат философских наук,
доцент, докторант кафедры культурологии и философских наук Саратовского
государственного университета.
Адрес: 412340, Балашов, Саратовской области, ул. Карла Маркса, 31, кв. 415.
Человек,
культура, цивилизация на рубеже II и III тысячелетий/Труды
междуна-родной научной конференции. – Волгоград: Изд-во ВГТУ, 2000. – С. 142 –
145.