Развитие духовной
культуры личности в системе
эстетического воспитания Б.М. Неменского
Об
этом сам Б. М. Неменский в своём труде « Мудрость красоты» писал так: «Если
знания человек может получить в «готовом виде», то личные ценности он может
выработать для себя только сам. Поэтому единственно возможный путь влияния на
процесс формирования ценностей – это целенаправленная организация духовной
деятельности подростка, организация его переживаний – задача на порядок более
сложная, чем организация практической или только умственной деятельности
школьника на уроке. Организация физического и умственного труда в школе –
условие необходимое, но не достаточное для воспитания всесторонне развитого,
культурного, высоконравственного человека, способного в своей дальнейшей жизни
и деятельности быть выше эгоистических,
мещанских интересов». В самом деле, для подобного процесса необходима
организация самостоятельного «труда души» - процесса, как отвечает автор
программы, «глубоко личных переживаний, в котором происходит поиск и выбор
нравственных ценностей, осмысление окружающего мира в его отношении к человеку
(а не научной абстракции), формирование чувства общности с другими людьми,
осмысление человеческой жизни, в том числе и своей собственной» [1, 205].
Этим и характерна программа Неменского: переживание и осознаётся как основной
метод обучения в искусстве.
В ходе выполнения исследования на первом этапе с позиций междисциплинарного
исследования
изучалась степени разработанности проблемы формирования духовной культуры
личности в отечественной и зарубежной науке; обобщался и систематизировался
полученный материал; осуществлялось осмысление традиционных и инновационных
систем эстетического воспитания как средства формирования духовной культуры
подрастающего поколения; подвергалась анализу практика работы образовательных
учреждений г. Балашова, осуществляющих духовное развитие молодежи; изучались
возможности системы эстетического воспитания Б.М. Неменского как средства
формирования духовной культуры личности.
На втором
этапе
в ходе все более глубокого проникновения в проблему корректировалась
гипотеза исследования, претерпевали изменения цели и задачи эксперимента;
осуществлялась опытно-экспериментальная работа по выявлению психолого-педагогических
условий и средств, определяющих эффективность использования системы
эстетического воспитания Неменского в практике работы образовательных учреждений.
На третьем этапе на основе анализа, обработки и систематизации накопленного
фактического материала велась проверка полученных результатов; научно
обосновывались и внедрялись в педагогическую практику научно-методические
материалы, раскрывающие условия и средства использования системы эстетического
воспитания Неменского как средства формирования духовной культуры личности. По
итогам проведенного исследования были получены следующие основные выводы.
1.
Духовная
культура является важнейшей, базисной характеристикой личности. Она проявляется
как устремленность личности к избранным целям и ценностям, как способность к
духовной жизни. Однако эта способность заложена в личности потенциально,
поэтому необходима система специально созданных психолого-педагогических
условий и средств для ее эффективного формирования. Духовная культура всегда
несет в себе оценочный компонент и не может быть понята вне ее аксиологических
характеристик, поскольку непосредственно связана с аффективно-эмоциональной
сферой. В силу этого одним из действенных средств формирования духовной
культуры личности выступает искусство как система гуманистических и духовных
ценностей.
2.
Включенные
в содержание эстетического воспитания гуманистические ценности искусства как
система эмоционально-ценностного отношения к прекрасному присутствуют там
потенциально и нуждаются в выявлении. Будучи выявлены, структурированы,
дидактически переработаны и приняты педагогом в качестве личной системы
ценностей, они могут стать основой формирования духовной культуры современных
школьников, проявляющих, в силу возрастных особенностей, повышенный интерес к
поиску ценностных ориентаций и смысла жизни.
3.
Формирование
духовной культуры личности на основе гуманистических ценностей искусства в
рамках системы эстетического воспитания Неменского осуществляется не как
освоение знаний по различным областям искусства, а как присвоение
духовно-нравственных ценностей и личностных смыслов, раскрытие сущностных сил
и творческих способностей учащихся, формирование у них внутриличностных
ориентиров и определенной иерархии в отношениях с искусством и с собой на
основе гуманистических ценностных ориентаций.
4.
Наличие
четкой концепции, рассматривающей конструктивную, изобразительную,
декоративную формы деятельности как «триаду основ» художественного мышления;
психологическая аргументированность, основанная на положении о том, что
активное рефлексивное воздействие педагога на эмоционально-мотивационную
сферу воспитанников обеспечивает их оптимальное духовное развитие; система
методов и форм обучения, создающих мотивационное обеспечение деятельности
педагогов и воспитанников через переживания, сопереживания, познания и
постижения образов искусства;
совокупность принципов, выступающих «законами художественного
уподобления» и раскрывающих механизмы передачи воспитанникам знаний об
искусстве; представление содержания деятельности в виде системы поэтапно усложняющихся
задач, формирующих на основе единства знаний, умений и чувств постижение
гуманистических ценностей искусства.
5.
Педагог,
формирующий духовную культуру современного школьника на основе системы
эстетического воспитания Б.М. Неменского, должен обладать рядом
профессиональных и личностных качеств: быть учителем Искусства, выступать
носителем культуры, нести ее в себе; иметь целевую установку на личностно-деятельностный
подход и стратегию сотворчества; исповедовать диалогичность во взаимодействии
педагогов и воспитанников как основу для обмена духовными, нравственными,
эмоциональными, творческими ценностями; оказывать поддержку индивидуальному
духовному и творческому развитию и
саморазвитию личности; предоставлять личности необходимое пространство для
принятия самостоятельных решений, свободу выбора содержания и способов
творческой деятельности в различных сферах искусства.
1. Неменский Б.М, Мудрость
красоты. Изд. 2-ое, перераб. и доп. – М., 1987.
Личность. Социокультурная среда.
Интеллекутальные процессы/Сборник научных трудов в честь 50-летия профессора, д.п.н. Л.Н.
Седовой. – Балашов: Изд-во «Весы»,
2002. – С. 45 – 48