Развитие духовной культуры личности в системе

эстетического воспитания Б.М. Неменского

 

Исследование духовной культуры человека, ее сущности, структуры, функций и свойств – одна из актуальных теоретико-методологических проблем междисциплинарных научных исследований. Достаточно пере­числить имена исследователей, раскрывающих различные аспекты проблемы духовности, называя работы Т.В. Холостовой, В.Н. Сагатского, М.С. Кагана, В.Е. Ке­мерова, В.Г. Федотовой, П.В. Симонова и П.М. Ершова и Ю.П. Вяземского, И.В. Силуяновой, Б.С. Крымкого, Е.В. Аврало­вой, З.Г. Антошкиной, В.А. Ку­тырева, А.И. Куз­нецова, О.А. Семеновой, К.Я. Вази­ной, А.А. Какурина, Н.А. Ко­валя, Р.Л. Лившица, З.В. Фоминой, Ф.А. Хараева и других. Сегодня активно проводятся конференции, выходят сборники статей, в которых так или иначе затрагивается проблема духовности человека.

Вместе с тем необходимо отметить, что при всей значимости данных исследований, выявляющих научно-теоретические основы проблемы духовной культуры и духовности в целом, современная практика испытывает острую пот­ребность в разработке практико-ориентированных аспектов развития духовной культуры личности на различных этапах ее становления. В связи с этим акту­аль­ным и своевременным является того, каковы психолого-пе­дагогические усло­вия эффективного формирования духовной культуры сов­ременного школьника в системе эстетического воспитания Б.М. Не­менского.

Приступая к исследованию, мы предположили, что использование системы эстетического воспитания Б.М. Неменского в процессе формирования духовной культуры современного школьника  достигает оптимального уровня, если: иссле­дованы философские, педагогические и психологические основы искусства как совокупности гуманистических ценностей и на этой основе выявлен потенциал системы эстетического воспитания как средства формирования духов­ной культуры личности; выявлены психолого-педагогические условия и средства, способствующие превращению ценностей искусства в объект духовных потреб­ностей личности; определены критериальные подходы к отбору и присвоению духовных ценностей, потенциально воздействующих на формирующуюся личность в рамках системы эстетического воспитания Б.М. Немен­ского; обеспечен личностно-деятельностный подход к реализации ценностного содержания объектов искусства в ходе эстетического воспитании молодежи.

Об этом сам Б. М. Неменский в своём труде « Мудрость красоты» писал так: «Если знания человек может полу­чить в «готовом виде», то личные ценнос­ти он может выработать для себя только сам. Поэтому единственно возможный путь влияния на процесс формирования ценностей – это целенаправленная организация духовной деятельности подростка, организация его переживаний – задача на порядок более сложная, чем организация практической или только ум­ственной деятельности школьника на уроке. Организация физического и умственного труда в школе – условие необходимое, но не достаточное для воспитания всесторонне развитого, культурного, высоконравственного человека, спо­собного в своей дальнейшей жизни и деятельности быть выше  эгоистических, мещанских интересов». В самом деле, для подобного процесса необходима организация самостоятельного «труда души» - процесса, как отвечает автор программы, «глубоко личных переживаний, в котором происходит поиск и выбор нравственных ценностей, осмысление окружающего мира в его отноше­нии к человеку (а не научной абстракции), формирование чувства общности с другими людьми, осмысление человеческой жизни, в том числе и своей собст­ве­н­ной» [1, 205]. Этим и характерна программа Неменского: переживание и осозна­ётся как основной метод обучения в искусстве.

Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи исследования: обосновать совокупность положений, составляющих теоретико-методологические основы процесса формирования духовной культуры личности в системе эстетического воспитания молодежи; определить сущность, содер­жание, структуру, критерии и показатели духовной культуры как базового основа­ния личности современного школьника; осуществить анализ гумани­стического потенциала, заключенного в содержании искусства как системы духовных ценностей; определить психолого-педагогические условия эффективного использования системы эстетического воспитания Б.М. Немен­ского как средства формирования духовной культуры современного школьника; научно обосновать и ввести в педагогическую практику комплект научно-методических материалов, содержащих рекомендации по использованию системы эстети­ческого воспитания Б.М. Неменского в целях духовного развития и саморазвития молодежи.

В ходе выполнения исследования на первом этапе с позиций межди­сципли­нар­ного исследования изучалась степени разработанности проблемы фор­мирования духовной культуры личности в отечественной и зару­бежной науке; обобщался и систематизировался полученный материал; осуще­­ствлялось осмысление традиционных и инновационных систем эстетического воспитания как средства формирования духовной культуры подрастающего поколения; подвергалась анализу практика работы образовательных учреждений г. Балашова, осуществляющих духовное развитие молодежи; изучались возможности системы эстетического воспитания Б.М. Неменского как средства формирования духовной культуры личности.

На втором этапе в ходе все более глубокого проникновения в проблему корректировалась гипотеза исследования, претерпевали изменения цели и задачи эксперимента; осуществлялась опытно-экспериментальная работа по вы­явлению психолого-педагогических условий и средств, определяющих эф­фективность использования системы эстетического воспитания Неменского в практике работы образовательных учреждений. На третьем этапе на основе анализа, обработки и систематизации накопленного фактического материала ве­лась проверка полученных результатов; научно обосновывались и внедрялись в педагогическую практику научно-методические материалы, раскрывающие условия и средства использования системы эстетического воспитания Неменс­кого как средства формирования духовной культуры личности. По ито­гам про­веденного исследования были получены следующие основные выводы.

1.     Духовная культура является важнейшей, базисной характеристикой личности. Она проявляется как устремленность личности к избранным целям и ценностям, как способность к духовной жизни. Однако эта способность заложена в личности потенциально, поэтому необходима система специально созданных психолого-педагогических условий и средств для ее эффективного фор­мирования. Духовная культура всегда несет в себе оценочный компонент и не может быть понята вне ее аксиологических характеристик, поскольку непосредственно связана с аффективно-эмоциональной сферой. В силу этого одним из действенных средств формирования духовной культуры личности выступает искусство как система гуманистических и духовных ценностей.

2.     Включенные в содержание эстетического воспитания гуманистические ценности искусства как система эмоционально-ценностного отношения к прек­расному присутствуют там потенциально и нуждаются в выявлении. Бу­дучи выявлены, структурированы, дидактически переработаны и приняты педагогом в качестве личной системы ценностей, они могут стать основой формирования духовной культуры современных школьников, проявляющих, в силу возрастных особенностей, повышенный интерес к поиску ценностных ориентаций и смысла жизни.

3.     Формирование духовной культуры личности на основе гуманистических ценностей искусства в рамках системы эстетического воспитания Немен­ского осуществляется не как освоение знаний по различным областям искусства, а как присвоение духовно-нравственных ценностей и личностных смыслов, раск­рытие сущностных сил и творческих способностей учащихся, формирование у них внутриличностных ориентиров и определенной иерархии в отношениях с искусством и с собой на основе гуманистических ценностных ориентаций.

4.     Наличие четкой концепции, рассматривающей конструктивную, изоб­разительную, декоративную формы деятельности как «триаду основ» худо­жественного мышления; психологическая аргументированность, осно­ванная на положении о том, что активное рефлексивное воздействие педагога на эмо­цио­нально-мотивационную сферу воспитанников обеспечивает их оптимальное духов­ное развитие; система методов и форм обучения, создающих мотивационное обеспечение деятельности педагогов и воспитанников через переживания, сопереживания, познания и постижения образов искусства;  совокупность принципов, выступающих «законами художественного уподобления» и раскрывающих механизмы передачи воспитанникам знаний об искусстве; представление содержания деятельности в виде системы поэтапно усложняющихся задач, формирующих на основе единства знаний, умений и чувств постижение гуманистических ценностей искусства.

5.     Педагог, формирующий духовную культуру современного школьника на основе системы эстетического воспитания Б.М. Неменского, должен обладать рядом профессиональных и личностных качеств: быть учителем Искусства, выступать носителем культуры, нести ее в себе; иметь целевую установку на лич­ностно-деятельностный подход и стратегию сотворчества; исповедовать диалогичность во взаимодействии педагогов и воспитанников как основу для обмена духовными, нравственными, эмоциональными, творческими ценностями; оказывать поддержку индивидуальному духовному и творческому  развитию и саморазвитию личности; предоставлять личности необходимое пространство для принятия самостоятельных решений, свободу выбора содержания и способов творческой деятельности в различных сферах искусства.

 

1. Неменский Б.М, Мудрость красоты. Изд. 2-ое, перераб. и доп. – М., 1987.

                                                                                

Личность. Социокультурная среда. Интеллекутальные процессы/Сборник научных трудов в честь 50-летия профессора, д.п.н. Л.Н. Седовой. – Балашов: Изд-во  «Весы», 2002. – С. 45 – 48

Сайт управляется системой uCoz