Вступление современной цивилизации в
постиндустриальную эпоху резко повысило статус и роль творческой личности во
всех сферах жизнедеятельности общества. Это вызвано тем, что освоение и создание
столь совершенной техники и освоение таких высоких технологий, которые имеет
человечество на рубеже XX и XXI веков, возможны только при наличии
высокообразованных людей, способных к творческому поиску. Иными словами, речь
идет о воспроизводстве творческого потенциала нации, что в решающей мере
определяется степенью творческого становления каждой отдельной личности. Чтобы
эти глобальные задачи смогли осуществиться, должна произойти
переориентация образования с интересов
государства на интересы личности.
В связи с этим на наших глазах меняется
ценностно-смысловое понимание сути педагогических процессов, поскольку при
существующей динамике социальных условий происходит кардинальная смена
культурно-исторического наследования, которая находит свое выражение в идее
опережающего развития человека. Это означает, что вместо воспроизводства накопленного
опыта в современном мире становится необходимым обеспечить преобладание процессов
создания нового над копированием старого. Именно эта идея превращается в
руководящий принцип деятельности системы образования как главного института
социокультурного наследия, затрагивая цели образовательного процесса, его
содержание, формы и методы, взаимоотношения педагогов и обучаемых, сам тип их
совместной деятельности. При этом особая роль в структуре образовательного
процесса отводится эстетическому
воспитанию как важнейшему средству становления и развития творческой
личности.
Теория и практика эстетического воспитания в
странах Запада представляют интерес по многим причинам, прежде всего потому,
что выводы исследователей проверяются ими, как правило, экспериментально.
Интересны в этом отношении философские основы эстетического воспитания в США,
где отсутствуют обязательные школьные программы и единый тип школ, поэтому
американская система образования во всех ее составляющих характеризуется
широкой вариативностью.
Философские концепции эстетического
воспитания в США базируются на теории о том, что современное общество
характеризуют такие черты, как господство науки и технологии, что подчас
проводит к технократии, чрезмерная заинтересованность в функциональном,
напряжённость и беспокойство, утрата индивидуальности, тотальная унификация.
Деятели американского просвещения видят в искусстве панацею от многих бед.
Поэтому в американской педагогической литературе подчёркивается особая роль
художественного опыта для жизни всех будущих представителей нации и
пропагандируется обязательные занятия искусством каждого ребёнка, независимо от
его таланта. Следует отметить, что эстетическое воспитание рассматривается там,
в основном, как воспитание через занятия искусством, причём не столько через
восприятие художественных произведений, сколько через собственную практику
ребёнка. Предполагается, что жизненные наблюдения обретают эстетическую
значимость, лишь проходя сквозь призму практического художественного опыта.
В соответствии с этим одной из главных целей
эстетического воспитания теоретики США полагают установление эмоционального
баланса личности и среды, накопление положительно окрашенного субъективного
опыта. Наиболее последовательное выражение идея эмоционального баланса нашла в
концепции «терапии через искусство»
Виктора Лоуэрфельда, основанной на предположении о том, что главной причиной
потери детьми жизненной уверенности является невозможность выразить свою
мысль словами. С терапией через искусство связана целая терминологическая
иерархия, перешедшая в американские работы по вопросам эстетического воспитания
из теории З. Фрейда и бихевиористской психологии. Это самовыражение (self-expression),
самореализация (self-realisation), «уверенность в себе» (self-confidence),
наконец, «самооценка» (self-evaluation). Эти стороны мироощущения,
вместе взятые, именуют в американской теории собирательным термином - «personal ajustment», то есть уравновешенностью личности со средой.
Теоретики и практики образования Франции и Англии признают американскую
постановку дела образцом для будущего своих стран. В отличие от США в странах
старого света, особенно во Франции, политика официальных государственных
инстанций в отношении эстетического воспитания, как правило, более
консервативна. Там существуют единые государственные программы (Франция) или
система государственных выпускных экзаменов (Англия), понуждающих учителей к
фронтальному ознакомлению с правилами, унаследованными от традиционных систем
преподавания искусства. Педагоги Запада
стремятся преодолеть интуитивизм в практическом преподавании и в теоретическом
анализе художественного процесса. Их стремление к уяснению реальных отправных
точек заслуживает пристального внимания. В то же время, позиции теоретиков и
практиков эстетического воспитания в
отношении одних и тех же проблем столь противоречивы, что трудно привести некую
«усреднённую» концепцию американцев, французов или англичан.
Общение между специалистами художественного
воспитания в США, Англии и Франции осуществляется посредством ряда профессиональных
журналов, а также с помощью педагогических обществ в национальном и
международном масштабе. В Америке, например, создана Национальная Ассоциация художественного
воспитания, в Англии - королевское «Общество воспитание через искусство».
Аналогичные общества существуют во Франции, Италии, ФРГ и других странах. В
США, Англии и Франции издаются специальные ежегодники и журналы, выходит в свет
большое количество книг, посвящённых проблемам эстетического воспитания.
Наиболее характерные направления зарубежной педагогики и эстетики в основном
совпадают с направлениями и школами современной философии. В самых разнообразных
исследованиях сказывается влияние таких философских школ, как фрейдизм,
прагматизм, неотомизм и экзистенциализм. Представляет интерес не только
теоретические изыскания, но и практическое их применение деятелями зарубежной
педагогики.
«Современная школа», в противовес старой, особое значение придаёт
активным, воспитывающим методам эстетического воспитания. Сторонники этой школы
считают, что главное в воспитании – это
не сообщение детям знаний, а их общее развитие, которое в конечном счёте определяет
успешность обучения. Воздействие на эмоции детей не менее важно, чем
воздействие на их ум. Большое место в новой системе воспитания отводится труду,
вообще деятельности детей, в противовес чисто словесным методам обучения и воспитания.
Причём всемерно поощряется инициативность как учащихся, так и воспитателей.
Обязательную программу, оценку успеваемости учащихся, экзамены современная
школа считает устаревшими и необязательными. Вместо этого практикуются дневники
как средство систематической фиксации развития личности ребёнка; опросные
анкеты, выясняющие интересы и знания детей. Обучение и развитие, рациональное
начало и интуиция, поиски объективной системы, обеспечивающей усвоение всеми
учащимися необходимых знаний и навыков в области основ наук, с одной
стороны, а раскрытие индивидуальных творческих возможностей детей, как
основная цель учебно-воспитательной работы в школе, с другой стороны, - тот
примерный перечень вопросов, вокруг которых идёт борьба между новой и старой
системами воспитания и обучения.
Эстетическое воспитание детей во Франции
находится как бы на переходном этапе, где всё яснее звучат идеи новой школы.
Вообще надо отметить, что само понятие «эстетическое воспитание» в
значительной мере сужено и ограничивается в основном областью художественного
образования. Говоря о философских
основах эстетического воспитания во Франции, необходимо отметить характерное
стремление всей французской нации к художественному, или хорошему, вкусу. Этот
вкус проявляется не только в произведениях больших художников и мастеров, но и
у более скромных художников - ремесленников. Этот вкус отчётливо проявляется и
в одежде, отдельных её мелочах. Этот вкус, всеми признанный как неотъемлемое
качество культуры Франции, следует сохранять и развивать в процессе
художественного воспитания народа, естественно им одарённого.
Эстетическому воспитанию а школах Франции придаётся общенародное значение, оно играет большую роль в общем национальном развитии. Искусство страны - её национальный язык, оно способствует единению даже враждующих между собой народов. Поэтому эстетическое воспитание в школе касается не отдельной группы особо одарённых детей, но всех учащихся без исключения, - такого рода декларация характерна для всех без исключения официальных педагогических материалов. Что касается школьной практики в «традиционной школе», то она, по существу, всё ещё сводится к системе, принятой школами после 1910 года, когда была приведена реформа рисования. Эта реформа заменила старые формальные абстрактные методы обучения натуральным методом. Официальные инструкции и программа по рисованию 1909/1910 года были пересмотрены и вновь утверждены как вполне пригодные, без изменений, в 1933 году.
Эстетическому воспитанию в школьной практике
Франции придаётся такое же большое значение в общем развитии подростка и
ребёнка, как и рисованию. В конце XIX века музыка, вернее пение,
было введено во все школьные программы. В музыкальном воспитании можно отметить
ту же устойчивость и традиционность, что и в занятиях рисованием. Первые
программы по музыке были созданы в 1887 году. В 1905 году они были подтверждены
специальным циркуляром Министерства народного просвещения. В 1938 году были
выпущены новые дополнительные инструкции. В детских садах пение тесно связано с
играми, с ритмическими движениями. Дети поют в перерывах, музыка занимает
главное место на детских праздниках. Большое место отведено в школе слушанию
музыки.
Главная задача занятий музыкой – это развитие слуха и голоса. Основное место занимает разучивание песен, но практикуются и упражнения в виде гамм, диктанты. Пение в унисон постепенно заменяется пением в два и три голоса. Свободное чтение по нотам - это требование ко всем учащимся старших классов. В школьной практике широко распространены ежегодные конкурсы хоров, учительские конференции по вопросам музыкального воспитания. На этих конференциях большое место занимает проблема, столь характерная для педагогики современной Франции – активизация методики преподавания пения в школе, большая опора на эмоционально – творческое начало в ребёнке. Наряду с этим во французских школах используются тесты, связанные с исследованием музыкальных способностей детей, музыкальной памяти, восприятия высоты, тембра, различия интервалов и ритмов. Школы Франции наряду с учебниками по общеобразовательным предметам, имеют и учебники по художественным дисциплинам: по рисованию и пению. Для школы выпускается специальные серии репродукций картин и пластинок музыкальных произведений, с богатым репертуаром, используют школьное радио и телевидение. Наряду с образцами классического искусства широко представлено и современное искусство.
Современное французское искусство, его
методологические концепции оказывают большое влияние на содержание и
направленность эстетического воспитания детей в «новой школе». Недаром её
энтузиасты указывают, что научная основа эстетического воспитания в «новой
школе» опирается и должна опираться на современную психологию, философию и
эстетику и называют при этом имена Бергсона, Ницше, Фрейда. Основатели «новой системы» художественного
воспитания правильно считают, что особенное значение для художественной
деятельности детей имеют систематические поощрения их творческих поисков. В
этих поисках дети находят своё индивидуальное художественное выражение. При
этом подчёркивается, что этот опыт не может быть заменён, как это пытается
делать «традиционная школа», сообщением детям каких-либо общепризнанных знаний,
примеров. «Новая школа» стремится поощрять детей к творческой деятельности в
области искусства. Поэтому дети не только слушают музыку, но и исполняют и
сочиняют. Инициатива и изобретательность детей проявляется также и в
самодеятельных детских оркестрах, в джазах с использованием самодеятельных
музыкальных инструментов. Большое распространение в новых школах имеют школьные
типографии с печатными станками особого типа, специально разработанные для
детей. В этих школьных типографиях выпускаются школьные журналы, как, например,
журнал «Gerbe» («Сноп») и др. В них печатаются рисунки, стихи и
рассказы детей.
Ещё более широкую демонстрацию творческих
возможностей детей организуют так называемые «Дома ребёнка» - по существу, это
ежегодные отчётные выставки изобразительного творчества детей, связанные с
учительскими отчётными конференциями. В «Домах ребёнка» есть всё: мебель,
камины, скатерти, посуда, игрушки, панно, расписные стены, и всё это создано
детьми, по их замыслам. По поводу экспозиций «Домов ребёнка» идёт живой
ежегодный обмен между Францией, Швейцарией, Югославией и Польшей.
Особое внимание педагогов Франции вызывает
художественно – творческое воспитание подростков. Везде, где речь идёт о
старших детях, говорится о роковом кризисе в развитии их творческих
возможностей. Кризис этот обуславливается, по мнению педагогов «новой школы»,
переходом подростка к социальной жизни, развитием у него сознательности, критического
подхода к своей творческой продукции,
скептицизмом, свойственном этому возрасту, угасанием творческой смелости.
Поиски преодоления этого кризиса идут в разных направлениях. С одной стороны,
встречаются попытки приостановить естественный процесс развития подростка,
задержать его на стадии инфантилизма. С другой стороны, ощущается необходимость
обогатить его воображение. Для этого, по мнению педагогов «новой школы»,
следует познакомить ребёнка с новыми формами художественного выражения. Надо
разъяснить, что правдоподобие изображения не прямо пропорционально его
выразительности. Журнал «Art enfantin», например, очень много
говорит о неисчерпаемости творческих возможностей детей, о жизнеутверждающем
начале их творчества. Но многие произведения детей, публикуемые в этом журнале,
отнюдь не производят впечатления жизнерадостности. В них нередко звучат
неожиданно глубоко пессимистические ноты, а некоторые образы, не детские по
своей изысканности, полны, казалось бы, несвойственными детям чувствами
обречённости, одиночества, бесперспективности.
Таким образом, анализ философских основ
содержания эстетического воспитания в школах Запада воспитания даёт
возможность отметить в этой системе ряд очень интересных и прогрессивных
моментов. В этой связи следует назвать теорию «творческости» («creativity»)
Джона Гилфорда, теорию качественного решения проблем средствами искусства
Чарльза Пирса и Джона Дьюи (США), теорию
воспитания через искусство Герберта Рида, теорию социальной роли искусства Альфреда
Нортона Уайтхеда (Англия), теорию религиозного воспитания средствами искусства
Жаак Маритена (Франция).
Выдвижение
на первый план деятельности ребёнка,
его творчества, высокая оценка этой деятельности и творческого труда детей во
всестороннем гуманистическом воспитании, поиски активных воспитательных
методов в противовес формальным, только обучающим, утверждение важности выразительности
в художественном воспитании детей – всё это по сравнению со старой,
«традиционной школой» является
передовым и не может не вызвать интереса и живого сочувствия к дальнейшему
развитию этой системы и её воспитательных результатов. Но, однако, чрезмерное
внимание к внутреннему миру и связанное с ним культивирование «самораскрытия» в
творчестве приводит к излишне пессимистической настроенности детей.
Вместе
с тем следует отметить, что эстетическое воспитание в школах Запада направлено
на выявление роли искусства в системе общего образования, преодоление узкой
специализации, устранения перегруженности преподавания искусства дидактическими
и узкотехническими задачами, отказ от недооценки воображения как одного из
главных факторов творческого развития формирующейся личности.
Личность. Социокультурная среда. Интеллекутальные процессы/Сборник научных трудов в честь 50-летия
профессора, д.п.н. Л.Н. Седовой. – Балашов: Изд-во «Весы», 2002. – С. 40 – 45.