Вступление
современной цивилизации в постиндустриальную эпоху резко повысило статус и роль
творческой личности во всех сферах жизнедеятельности общества. Это вызвано тем,
что освоение и создание столь совершенной техники и освоение таких высоких
технологий, которые имеет человечество на рубеже XX и XXI веков, возможны
только при наличии высокообразованных людей, способных к творческому поиску.
При таком подходе особая роль в структуре образовательного процесса отводится эстетическому
воспитанию, которое выступает важнейшим средством становления
творческой личности, если базируется на соответствующей философской основе.
Интересна
в этом отношении система эстетического воспитания в странах Запада, поскольку
лежащие в ее основе теоретические предпосылки проверяются, как правило, экспериментально.
Философские концепции эстетического воспитания в США базируются на теории о
том, что современное общество характеризуют такие черты, как господство науки и
технологии, чрезмерная заинтересованность в функциональном, напряжённость и
беспокойство, утрата индивидуальности, тотальная унификация личности 1, 32-37].
В соответствии с этим одной из главных целей эстетического воспитания теоретики
США полагают установление эмоционального баланса личности и среды, накопление
положительно окрашенного субъективного опыта.
Наиболее
последовательное выражение идея эмоционального баланса нашла в концепции «терапии
через искусство» Виктора Лоуэрфельда, основанной на предположении о
том, что главной причиной потери детьми жизненной уверенности является невозможность
выразить свою мысль словами 2,
138-146]. В этих условиях именно искусство дает детям возможность для
самовыражения (self-expression), самореализации (self-realisation), уверенности в себе (self-confidence), наконец,
самооценки (self-evaluation). Все эти стороны мироощущения, вместе взятые, именуют в
американской теории собирательным термином - «personal ajustment», то есть уравновешенностью
личности со средой.
Теоретики и
практики образования Франции и Англии
признают американскую постановку дела образцом для будущего своих стран, однако
политика официальных государственных инстанций в отношении эстетического
воспитания в этих странах более консервативна. Там существуют единые государственные
программы (Франция) или система государственных выпускных экзаменов (Англия),
понуждающих учителей к фронтальному ознакомлению с правилами, унаследованными
от традиционных систем преподавания искусства.
Наиболее
характерные направления педагогики и эстетики Запада в основном совпадают с
направлениями и школами современной философии. В самых разнообразных исследованиях
сказывается влияние таких философских школ, как фрейдизм, прагматизм, неотомизм
и экзистенциализм. В этой связи следует назвать теорию «творческости» («creativity») Джона Гилфорда, теорию качественного
решения проблем средствами искусства Чарльза Пирса и Джона Дьюи (США), теорию
воспитания через искусство Герберта Рида, теорию социальной роли искусства
Альфреда Нортона Уайтхеда (Англия), теорию религиозного воспитания средствами
искусства Жака Маритена (Франция).
В
целом эстетическое воспитание в школах Запада направлено на выявление роли
искусства в системе общего образования, преодоление узкой специализации,
устранения перегруженности преподавания искусства дидактическими и узкотехническими
задачами, отказ от недооценки воображения как одного из главных факторов
творческого развития формирующейся личности.
Литература:
1.
Седова Л.Н. Диалог культур в современном образовании// Диалог
культур: XXI век/Отв. ред. А.Г.
Догалаков. – Балашов: Изд-во БГПИ, 2001
– С. 176-178;
2. Современный концепции эстетического воспитания: теория и практика/Отв. ред. Н.И. Киященко. – М.: ИФ РАН, 1998 – 136 – 145.
Человек и Вселенная/Журнал. – 2003. - № 2. – С. 67 – 69.